«У всех москвичей есть шапка Tegin и свитер Tegin» — дизайнер Светлана Тегин
Пока в Москве регулярно появляются и исчезают модные дизайнеры на пару сезонов, Светлана Тегин уже несколько десятилетий одевает преданную ей аудиторию интеллигентных покупателей. О том, как она это делает, дизайнера расспросил издатель «Москвич Mag» Игорь Шулинский в своей рубрике «Мы живем здесь».
Судя по тому, что происходит в Москве — недели моды, показы «на Патриках» с зеваками — мода все-таки развивается в России?
Похоже, развивается, но у меня, как всегда, своя траектория. Мне интереснее делать независимые показы, потому что я могу насыщать их по-своему — на стыке моды, театра и современного искусства.
Московская неделя моды приглашала меня быть участником, лекции читать, но я сейчас разрабатываю коллекцию следующей зимы и эскизы для следующего спектакля. Решила сконцентрироваться на этом. Я очень внимательно рассчитываю свои силы и делаю только вещи, которые заказывают.
Когда много лет назад мы говорили о современной русской моде, именно ты была ее лицом. Еще Nina&Donis, Галя Смирнская. Куда-то вы подысчезли все…
Я до сих пор вижу на наших знакомых вещи от Nina&Donis. Значит, они разрабатывают и производят.
Не с таким шумом, как раньше? И ты вообще ушла из шума.
Ушла из шума? Я и не была в шуме никогда. У меня другая стратегия, я работаю в тишине. Меня сейчас и так все знают.
Сейчас-то знают. Но, на мой взгляд, когда в моде происходят такие большие процессы, люди, устраивающие их, должны выставлять генералов. Вот генералы, вот вам большое кресло, вот вам чашка, кофе и коньяк, сидите отдыхайте. Почему-то с тобой этого нет. Незаслуженно…
Ты знаешь, они зовут, это я не хочу быть свадебным генералом! Почивать на лаврах не мое. Я человек действия, мне интересно создавать, открывать новое. Сейчас исследую новые территории: мода и костюм в искусстве, в театре, в кино. Мне это дает гораздо больше вдохновения, чем тусовка ради тусовки. А для моего бренда реклама нужна, конечно. Ну вот ты меня позвал, я очень тебе за это признательна.
Я тебя сто лет знаю. И понимаю, кто ты такая.
Сейчас расскажешь еще пяти миллионам своих читателей.
С большим удовольствием.
Если бы fashion-показы у нас в стране были частью одной бизнес-системы, как на Западе, тогда и участие в них имело бы для меня смысл. Ты сделал показ или презентацию, тут же магазины сделали заказы в твоем шоуруме, внесли предоплату, ты разместил заказ на производстве, затем полная оплата, отправка, а ты уже готовишь следующий сезон.
Мы же к этому идем. Медленно, правда.
Мы 20 лет к этому идем.
Ты разочарована?
Ты знаешь, я просто не делаю лишних движений.
Ну, например, вот сейчас Эрмитаж хочет получить мою коллекцию в свое собрание, я собрала вещи из всех коллекций 20-летней истории бренда Tegin. Мы говорим о том, чтобы сделать выставку и перформансы на открытии. Вот это мне интересно!
Fashion-бизнес мне, конечно, тоже интересен, я продаюсь на лучших площадках — в ЦУМе, в Le Form. У нас свой интернет-магазин…
И как идет торговля в интернет-магазине?
Очень активно. Прямо очень.
Потому что зима? Или что?
Зима всегда наш сильный сезон, потому что дубленки, кашемировые свитеры, шапки, шарфы… Мне кажется, у всех москвичей есть по шапке Tegin и по свитеру Tegin. Дубленки мы позже начали делать, и, я думаю, они тоже скоро у всех будут.
Мужчин ты обижаешь. Мы, твои поклонники, любили тебя смолоду, но почему-то не имеем возможности купить ни пальто, ни дубленку.
Это правда. Но я об этом думаю, очень многие меня об этом просят.
Я так хотел один твой свитер…
А помнишь, ты хотел мужскую версию женского пальто, с таким роскошным воротником, в мужском варианте, такой Шаляпин-стайл.
Да, очень красиво! Для меня создан.
А мы договорились, что я тебе сошью специально, отдельно, ты помнишь?
Да, но я тебе пару раз звонил, и что-то не срослось.
Мы можем снова попробовать…
С удовольствием! Я могу тебе сказать, что ты успешный человек. В общем. Не участвуя в этом всем шоу-шмоу, которое сейчас везде идет. У тебя своя линия. Я воспользуюсь нашей старой дружбой и спровоцирую тебя на откровенность: ты сама считаешь себя успешной?
А что называть успехом?
Ну ты мне скажи. Наверное, деньги, слава, признание. Ты сказала фразу: у каждого москвича есть шапка от Tegin, или свитер, или перчатки. Но круг этих москвичей, если серьезно, это очень маленькая прослойка…
Богемная, да…
Или интеллигенция… Но люди растут, меняются. И индустрия моды работает не из-за друзей, а за счет привлечения новых клиентов. И мне всегда обидно за некоторых. Мне просто иногда кажется, что ты не на своем месте. Ты делаешь очень качественную одежду, вменяемую по ценообразованию, дико модную. Я прошелся сейчас по магазинам новых молодых модельеров…
Интересно, расскажешь? Я потом тебе отдельно позвоню…
Есть очень интересные вещи, но абсолютно непонятно, из чего складывается ценообразование. Так вот, вернемся: ты человек, который за долгую карьеру заслужил себе место в пантеоне. Но нахрен оно нужно, это место, если оно не приносит цитируемости, богатства и славы? Вот нормальная европейская жизнь: человек, который долгие годы делал себе карьеру, заслужил временем, нервами… И дальше он сидит, и уже жизнь работает на него. Например, не одна мастерская, как у тебя, а большой многоэтажный дом, как у Dries van Noten в Антверпене. Мне кажется, ты равна ему по силе… В этом случае твоя успешность должна не ограничиваться богемным кругом друзей, театром, балетом… Должен появиться массовый спрос.
Если бы я хотела этого — он бы был. Вот мы вчера ходили по Патрикам с подругой, заслуженной артисткой, замотанные и похожие на странниц. Ходили и думали о том, как хорошо, что мы можем оставаться неузнаваемыми, когда захотим… Оставаться свободными в жесткой системе. Выбирать то, на что мы хотим потратить свое бесценное время.
Прости, но это кокетство. А деньги?
А денег всегда не хватает, потому что бизнес — это всегда вложение. Я больше 20 лет веду свой бизнес. Он развивается, добавляются новые направления.
Меня приглашают работать в театр, кино, у меня есть fashion-бренд, мое имя и репутация профессионала. А этого за деньги не купишь.
Твой муж не менее известен, может быть, даже более… Он эзотерический музыкант-философ. Вы очень разные. Насколько твоя семейная жизнь реализовалась? Насколько вы дополняете друг друга? Насколько тебе комфортно?
На 100%. Если может кто-то меня дополнять, то только он. А я могу дополнять его. Каждый занимается своим творчеством, периодически мы делаем общие проекты. И наша семейная жизнь тоже пронизана творчеством. Весь наш быт, кухонные разговоры, путешествия, воспитание дочери. Семейная жизнь как арт-проект. Мне только так и интересно.
Как вы общаетесь с дочерью?
Общение с Алисой — это счастье! Она наше лучшее произведение. Нам вместе интересно, а еще очень весело. Она — человек-перформанс. Ею хочется бесконечно любоваться, рассматривать ее и слушать. Мы с Лешей ее фанаты. Алиса сейчас учится в Вене в университете, который когда-то основали Густав Климт и Оскар Кокошка. Хочешь, я тебе видео с ней покажу?
Вы друг друга дополняете как творческая пара. А в быту как сосуществуете?
Быт у нас очень особенный.
Я так понимаю, Алексей Тегин не может быть прост в быту…
Да, мой муж гений и очень необычный. Еще он человек, к которому притягиваются пыль и металлические предметы. Весь наш дом состоит из пыли и металлических предметов. В какой-то момент я пыталась найти им место, потом поняла, что у них оно есть, просто мне оно незнакомо. Не надо мне внедряться в этот космос. У Алексея свое видение порядка. Я отстранилась от ведения домашних дел. Поэтому весь быт на нем, и он такой, каким его видит мой муж. Фактически наш дом — это творческая лаборатория, где проходят репетиции, записываются пластинки, делаются театральные эскизы.
Ты где сейчас живешь?
В Брюсовом переулке. У нас там такая пещера. Знаешь, раньше, когда привозили великих андерграундных иностранных музыкантов, организаторы их водили к нам на экскурсию как в музей. Жить в таком музее для меня в кайф. Но вряд ли кто-то еще сможет так жить. Мне нравится, что у нас своя уникальная система. Если бы я хотела по-другому, было бы по-другому.
Может, в этом и кайф, может, ты права. Не надо этого всего — шумихи, блесток… Может, действительно твоя роль — быть такой, какая ты есть, королева андерграунда. Хотя есть у вас с мужем некая разница. К тебе может прийти совершенно разная публика, в том числе и те, которых… я не очень люблю. К нему никогда такие не придут.
Зато он может к ним прийти теперь.
Да что ты!
Мои клиентки тянутся к Алексею, рядом с ним хочется размышлять о вечных ценностях. Когда мы делаем вечеринки, он любит пофилософствовать, поговорить, поддержать и даже образумить.
Порой их нужно образумить. Давай перейдем к тому, что ты не так давно стала делать дубленки. Я помню еще то время, когда у тебя была одна модель женской дубленки.
Кстати, это было не так давно, в 2012-м. Ой, давно! Уже 11 лет назад!
Моя супруга купила у тебя дубленку, я помню, черную такую. Других моделей не было. Сейчас, я смотрю, у тебя царство дубленок. Дубленка — это такая вещь, очень важная для московского истеблишмента, если мы вспомним 1970–1980-е годы. Дубленка была знаком барства, шика и некого артистизма. Дубленка пришла к нам с Востока и стала символом Москвы. Вдруг я вижу у тебя: дубленка раз, дубленка два, и такая, и сякая… Целая коллекция. Это спрос людей или тебе по кайфу? Ты сама носишь?
Мне по кайфу. Я делаю только то, что мне по кайфу. Сама тоже ношу, вот я в ней пришла.
Главное, я поражаюсь изящности. Все-таки зимняя одежда… Как ты достигаешь легкости? Они у тебя невесомые.
Я вообще тактильный маньяк, люблю все очень приятное и для себя, и для своих клиентов. Я выбираю комфортные и приятные на ощупь материалы: кашемир, хлопок, шелк, тончайшую овчину. Знаешь, сколько я фабрик поменяла, пока не нашла ту, с которой работаю в этом году? Фабрика феноменальная. Там шьет и Acne Studios, и Balmain, и Balenciaga.
В Москве?
В Стамбуле, поэтому я там бываю часто. На этой фабрике очень качественно шьют и хорошую выделку шкур делают.
Как я достигаю легкости? Я об этом думаю, подбирая сырье, забочусь о комфорте клиента и все время стремлюсь к лучшему.
Многое действительно зависит от подрядчиков, от тех, кто шьет. У тебя складываются с ними близкие партнерские отношения?
Это первое, что я выстраиваю. Длительные партнерские отношения, основанные на доверии и ответственности. С владельцами монгольской фабрики, например, мы 22 года дружим.
Как?
Мои монголы очень профессиональные люди, которые полностью отдаются своему делу. Это дело их жизни. В этом они такие же, как и я. С одной стороны, счастливые, с другой — ущемляют себя в простых человеческих радостях. Не успевают почитать книгу, сходить в кино или поехать отдохнуть. Я с пониманием к этому отношусь и всегда привожу им что-то приятное: книги, подмосковные яблоки, вишневое варенье от моей мамы или дубленку Tegin. Они тоже всегда мне помогают организовать съемки, найти машину для путешествий по Монголии. Мне кажется, это все помогает нам понять, как тепло мы друг к другу относимся. Мы доверяем и поддерживаем друг друга много лет. Я вообще люблю постоянные отношения.
Какие планы? Что ты собираешься к следующей зиме сделать новое?
Я придумала такую классную коллекцию! Уже сделала. У меня будут утепленные пальто из кожи на пухе, но это не пуховики. Внешне они будут смотреться как дубленки, теплые, как пуховики, и легкие, как ты любишь. Вот такую комбинацию я придумала, мне очень нравится. Я еще пока не видела образцов, вот только их сейчас запустила, через неделю будут готовы — пришлют. Но это прямо совсем другое, новое. Но при этом, знаешь, так интересно — оказывается, еще 20 лет назад я делала вещи, из которых в свои коллекции сейчас беру какие-то детали. У меня есть своя база классных находок.
Почему люди так полюбили эти дубленки? Сейчас много чего есть, можно и турецкую купить того же качества. Хотя твое ценообразование очень симпатичное.
Мы стараемся держать конкурентоспособные цены. Наши дубленки элегантные, они не выглядят как тулупы, скорее как пальто. Такой стиль 1920-х годов.
Как и вся ты.
Фото: из личного архива Светланы Тегин
____________________________________
При заказе на сайте скидка 15% по промокоду moskvich. При посещении шоурума скажите, что вы читатель «Москвич Mag».