Конечно, с одной стороны, большинство москвичей не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. С другой — как только достаешь кредитку, известное земноводное заводится с полуоборота и начинает жестко душить. Раньше ведь как было: протерлись любимые джинсы — бегом в Uniqlo. А теперь? Куда бежать, если флагманы массмаркета — Zara, Uniqlo, H&M — дружно снялись с якорей и уплыли за горизонт? Как быть, если жаба постоянно недовольна, а носить нечего? За ответом мы отправились в «Атриум» (это случайный выбор, если что).
Увесистый кусок «Атриума» когда-то был вотчиной Uniqlo. Ныне здесь угнездился Lime. С огромных экранов за покупателями наблюдает Большой Брат. Но пугаться не стоит — едва заметный макияж и стильная стрижка выдают в нем модель. А проницательный (с нажимом) взгляд — неоперившегося артиста.
Свое торговое оборудование компания Uniqlo, покинув Россию, похоже, прихватила с собой. В огромных залах — величиной с футбольное поле (ну почти) — хаотично, как на гаражном сейле, выставлены рейлы с одеждой. Среди них потерянно бродит пара покупателей. Обувь скромно притулилась в сторонке. Ох, и лукавый же человек писал здесь ценники! «Кардиган, ангорская шерсть, 6000 рублей». Вроде бы не кусается. Но ниже приписка: шерсть — 17%, полиэстер — 83%. Запал как-то мигом пропадает. Варежки из «ангоры» за 3000 рублей тоже не в кассу — такие же можно купить у бабушки в подземном переходе, но только из чистой шерсти и в три раза дешевле. Симпатичные шубки из овчины всем хороши, кроме цены — 200 000 рублей. Тут жаба грубо предупреждает: будет больно.
На выходе из Lime под вой сирены охрана обыскивает воришку. Интересно, ради чего он спалился? У шоплифтера, оказывается, хороший вкус: сумка из замши вполне тянет на хит продаж.
Самарский Lime переехал в Москву десять лет назад и поначалу бодро завоевывал столичный рынок и также метил в преемники Uniqlo. Но в последнее время дух предшественника-космополита начал выветриваться. Запахло Поволжьем (возможно, это их сознательная политика — если быть российским брендом, то до конца и во всем). На футболках сверкают пайетки, стелется по полу бахрома, шуршат шелка. «Словом, кажется, как будто на всем написано: нет, это не губерния, это столица, это сам Париж!» (с) Ну и цены соответствующие — примерно в два раза выше, чем у предшественника.
Следующий на очереди — Maag. В бывших торговых залах Zara пусто и гулко, как в подземном переходе. И ассортимент ничуть не хуже, чем на лотках уличных киосков — люрекс, полиэстер, стразы и леопард. Зато ценники куда мудренее, чем в Lime. «В составе есть шерсть» — чистая правда, не придерешься. Но шерсти той — 4%, и это абсолютный максимум. Компания Daher Group (ОАЭ) выкупила у Inditex российскую часть бизнеса (Zara в том числе) почти два года назад. Maag, как уверяют его владельцы, хоть и не российский бренд, но разработан специально под особенности местного рынка («Садовод» или Дубровка?) с прицелом на место Zara в Москве. Да, дизайнеры живут в ОАЭ (все-таки там теплее), но периодически наведываются в наши широты на разведку. Явно не зимой. В Maag жаба молчит: цены вполне щадящие. Но в лютые морозы скользкая синтетика и даром москвичам не нужна. Летом, наверное, тоже — и так в жаркий день в метро не продохнешь.
Похоже, цена с качеством российского ритейла не дружат. Но в Москве всегда есть лазейки, зная о которых можно запросто купить и «Зару», и «Юникло», и «Кос», и черта лысого. E-shopping тоже пока никто не отменял. Но это дорогое удовольствие для зависимых — вещи здесь стоят почти вдвое дороже, чем в Европе.
Опечаленные, мы было засобирались на выход, но мимо кислотно-розовой вывески «Святая» пройти не смогли. На пороге на всякий случай притормозили — мало ли что, может, здесь входящих на святость проверяют? А вдруг все вокруг завоет, засвистит, и «Атриум» накроет тьма? Мы ведь в себе не до конца уверены. Но как-то обошлось. Ассортимент бутика «Святой», основанной 11 лет назад фотографом и стилистом из Татарстана, не стал для нас сюрпризом: кэтсьюты, легинсы, короткие топы и платья «с глубоким декольте на спине». А как, по-вашему, одевается святая? Там и для святого рейл заготовлен в рамках гендерного равноправия. Пока мы разглядывали ценники, жаба по-тихому смылась — от греха.
Ну что, Zara-Uniqlo, допрыгались? Свято место пусто не бывает. Захотите вернуться, но «Святая» не пустит.
Фото: Москвич Mag