Станислав Смирнов

Станислав Смирнов, Санкт-Петербург: «Искусство должно продаваться, а шампанское — литься рекой»

8 мин. на чтение

В начале марта в рамках проекта «Московские детали» к нам приезжали шесть журналистов из шести городов. Городские эксперты стали проводниками для наших гостей и показали им неочевидную Москву, которую не увидишь в туристических гидах. Мы публикуем их репортажи на сайте «Москвич Mag». Первым делится впечатлениями журналист из Петербурга Станислав Смирнов.

Когда мне, жителю культурной столицы России, предложили увидеть художественную жизнь Москвы, я отнесся к этому предложению со свойственным петербуржцу снобизмом. Пушкинский музей, Третьяковка, музей «Гараж», МАММ, ну «Винзавод» на худой конец — где из этих мест я еще не был и что нового я могу еще там увидеть?! Что мне могут предложить в городе, где нет Эрмитажа и Русского музея?!

Признаюсь, регулярно приезжая в Москву, я жил стереотипом о городе-машине, где искусство — это не более чем еще одна форма досуга для вечно работающих москвичей и утомленных гостей столицы, желающих поставить галочку в списке «был, видел». Давайте я буду откровенен — я никогда и не знал особо, что происходит за стенами художественных галерей и как рождаются работы в мастерских художников. Поэтому предложение от «Москвич Mag» провести несколько дней с кураторами и увидеть город с непривычного для меня ракурса, их глазами и через их собственную призму восприятия родного для них города, оказалось весьма заманчивым. Устоять против такого соблазна я не смог. Вдруг действительно удивят?! Два дня, два разных человека — одна Москва.

Между Петербургом и Москвой всего час полета комфортабельным зеленым самолетом авиакомпании S7. Еще 40 минут, и я подъезжаю к небольшому особняку в самом сердце Замоскворечья, где находится дизайн-отель «Рихтер». Он тоже про культуру. Всего семь номеров и своя галерея современного искусства, а с недавнего времени еще и творческие резиденции, где можно репетировать, создавать новые коллекции, встречаться с друзьями, выходить в прямые эфиры с экспериментальными форматами и организовывать квартирники.

Первый день с Николаем Палажченко

Куратором первого дня стал Николай Палажченко, в прошлом арт-директор «Винзавода», сейчас куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA. У Николая прозвище Spider, и оно ему очень подходит — он быстрый и поворотливый, что отразилось и на нашей программе: семь мест за один день. Сразу забегу вперед и скажу, что мы везде успели.

Николай Палажченко, основатель галереи Lazy Mike Михаил Овчаренко, Станислав Смирнов (Санкт-Петербург) и Анастасия Маркова (Нижний Новгород)

Начали мы с музея Анны Голубкиной, который сейчас законсервирован и ждет начала масштабной реконструкции, а пока в его пространстве разместилась лаборатория режиссера Александра Шейна. Здесь он исследует смыслы и эпохи — это попытка актуализации прошлого и выстраивания связей внутри многообразия окружающих нас случайностей. У него удивительным образом сплетаются работы Н. Гончаровой, М. Ларионова, Е. Митты, М. Ромадина, Ф. Леже, К. Малевича, В. Мамышева-Монро, песни В. Цоя и проекты Тимура Новикова. И это был самый немосковский проект, резко выделяющийся своей философией и подходом на фоне всех остальных локаций. Эта лаборатория — петербургский артефакт, каким-то неведомым образом временно оказавшийся в историческом центре Москвы.

До следующей галереи мы идем пешком. Светит солнце, в Москву пришла весна, а Николай Палажченко рассказывает про насыщенную художественную жизнь столицы и про Art Basel, представителем которой в России он является. Alina Pinsky Gallery расположилась в доме Исакова на Пречистенке, одном из ярких памятников московского модерна. Когда-то здесь жили, а сегодня в просторных светлых интерьерах показывают современное искусство. Подобного рода пространство могло бы быть где угодно — в Бейруте, Лиссабоне или Париже. Домашняя светская атмосфера, здесь же кабинет владелицы Алины Пинской, а на стенах работы Франциско Инфанте и Нонны Горюновой «Артефакты». Пятьдесят фоторабот из серии «К ночи», созданных художниками во время пандемии. Авторы задумываются на философскую тему перехода ночи к световому дню — ведь именно тогда, по их мнению, и наступает вечность. В галерее у Алины как-то стерильно, и от этого еще больше контраст с предыдущим местом.

В Fragment Gallery нас встречает ее владелец Сергей Гущин — он молодой, динамичный и успешный. Несколько лет назад он решил кардинально сменить сферу деятельности и ушел из маркетинга в современное искусство. Получилось весьма удачно. Сейчас галерея уже начала зарабатывать, открывает новые имена и показывают их по всему миру, поддерживает ЛГБТ-художников и привозит интересные работы в свое небольшое пространство в Потаповском переулке. Сейчас здесь совместная выставка на первый взгляд не похожих друг на друга художниц — британки Патрисии Айрес и американки Лизы Айвори «Стоп-слово/Safe word». Выставка построена на диалоге между работами двух художниц, которых объединяет интерес к таким темам, как ограничения, механизмы защиты и преодоления страхов. Получилось нуарно, но очень притягательно. А если завернуть в небольшой закуток в конце галереи или в офис, то здесь найдутся работы Пацифико Силано, Данини, Ильи Федотова-Федорова и других местами весьма провокационных художников.

Искусство в Москве — это во многом и про бизнес. Работы должны продаваться, художники — ездить по выставкам современного искусства, а шампанское — литься рекой на вернисажах в бесчисленных галереях по всей Москве. Сейчас началась мода на современное искусство. Все хотят собирать что-то, иметь дома не очередной постер из YellowKorner, а что-то настоящее и имеющее определенную ценность, а еще лучше, чтобы это стало инвестицией и стоимость работ росла. Я тоже преследую свои корыстные цели и ищу, что повесить на стены гостиной в своей новой квартире, которую я буквально пару месяцев назад купил в центре Петербурга. Хожу, присматриваюсь, примеряюсь и прицениваюсь.

В галерее Lazy Mike мне как-то сразу понравилось и захотелось что-то купить. Сейчас здесь выставлены работы Романа Манихина. Они яркие и излучают исключительно радостные эмоции, которых в наше время так не хватает и которые столь несвойственны современной живописи. На картинах море, солнце, чайки и девушки в кабриолете делают селфи. Получился такой русский поп-арт.

Тема соединения бизнеса и искусства особенно ярко прослеживается в арт-центре Cube.Moscow, расположившемся на –2-м этаже отеля Ritz-Carlton Moscow. Сейчас здесь с десяток галерей, состав которых периодически меняется. Cube — совершенно уникальный проект не только для Москвы, но и для России — здесь искусство интегрируется в пространство городского отеля, позволяя ему стать частью городской общественной среды. Мы привыкли к тому, что в гостинице можно жить или зайти в ресторан, но прийти, чтобы посмотреть современное искусство…  Такого еще не было. Cube — первые. Сейчас, когда сфера гостеприимства активно пересматривает точки роста и сферы, где можно зарабатывать бизнесу и чем привлекать гостей, подобного рода идеи актуальны как никогда. И искусство в Cube актуальное. Как, например, проект художника Андрея Сяйлева «Магазин Коллекционер» в PA Gallery. Объекты искусства предстают в качестве товаров под единой торговой маркой узнаваемой сети гипермаркетов. И их на самом деле можно купить — все по-настоящему.

От продукта к его производству. Николай Палажченко включил в программу первого дня две художественные мастерские. Первыми стали мастерские Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, расположившиеся в промышленном здании в самом центре Москвы. Мы попали сюда буквально накануне открытия выставки уральских художников «Сад неземных утешений». Они как раз заканчивали наводить последние штрихи, а куратор проекта Алиса Сычева увлекательно рассказывала нам про свой первый выставочный проект. Она считает, что ее родина — Урал — сейчас актуальна и с точки зрения современного искусства. В центре одной из комнат — работа Людмилы Калиниченко про осознанность, про то, что когда-нибудь человечество перестанет убивать животных, а мясо начнут массово выращивать в пробирках. Работа Люды объемная, с кинетическими элементами и видео-артом — как большой мексиканский алтарь. Его можно долго рассматривать и искать разные смыслы.

Москва сегодня — это большой плавильный котел и центр культуры огромной страны, куда съезжаются художники со всей России. Здесь проще реализовать свои амбиции и сделать так, чтобы тебя заметили и оценили. В этом плане город открыт талантам.

Но таланты нуждаются в поддержке, и именно для этих целей вот уже несколько лет существуют Мастерские «Гаража». Недалеко от центра, в глубине ВДНХ, куда мы приезжаем уже под вечер. Вдали светится павильон «Космос», а в двухэтажном постконструктивистском здании разместились 18 мастерских художников. Здесь они живут и работают — получилась своеобразная коммуна. Главное место в мастерских — это кухня, и здесь к нашему приезду уже готовят ужин, а пока мы идем на экскурсию с куратором проекта Иваном Исаевым. Небольшая библиотека и зал для просмотра фильмов, комната для йоги и медитаций и святая святых — собственно мастерские. Нас приглашают в несколько из них. В одной молодая художница Лера Лернер показывает нам свою работу — платье с резиновыми уточками: «Это специальное платье для объятий. Когда прижимаешься, то уточки начинают пищать». В другой комнате — семейная пара художников из Минска Дина Жук и Николай Спесивцев из группировки eeefff, их работу можно будет увидеть в «Гараже» на выставке «Спекуляции, фейки, прогнозы», где ребята будут в составе рабочей группы медиаактивистского объединения «Кафе-мороженое». Они делают видео-арт, в котором учат котиков преодолевать препятствия в виде нарисованных дверей дома на Лубянке. Кажется, получился диалог с Петром Павленским. А потом мы садимся ужинать, и выясняется, что интерес у художников к гостям не меньший, чем у нас к ним.

Второй день с Зариной Тайц

«И я пойду в красивом пальто по набережной и встречу тебя». (с) Земфира.

Это прямо про нас с куратором второго дня Зариной Тайц. Зарина — миниатюрная девушка с тонкими чертами лица и живым умом. Мы встретились в Замоскворечье и идем по солнечной Москве на выставку Чжан Хуаня «Любовь как мудрость» в ГУМ. Светит солнце, я щурюсь в очках, а Зарина рассказывает мне о творческих и физических страданиях китайского художника, чьи новые работы я увижу через несколько минут. Она его переводила с китайского, поэтому прекрасно понимает предмет его творчества и контекст. Зарина вообще хорошо знает и понимает Китай, где она прожила все детство с родителями.

Станислав Смирнов и Зарина Тайц

Галерея ГУМ-Red-Line обосновалась на последнем этаже универмага. По пути мы проходим мимо витрин с известными именами и изобилием ярких товаров: Louis Vuitton, Fendi, Prada…  А затем резкий контраст. В выставочном пространстве всего два холста — «Любовь №2» и «Любовь №7». Вся обстановка чем-то напоминает монашескую келью — место, где художник-монах молится и медитирует. И поскольку искусство для Чжан Хуаня — это прямое продолжение жизни, нечто непосредственно связанное с повседневностью, то и келья находится в самом сердце столицы, в галерее с видом на главную площадь России в окружении толп и бесконечных бутиков. Такая вот лента Мебиуса.

А потом мы отправляемся в мастерскую скульптора Сергея Шеховцова. Прежде чем все рассмотреть, пьем коньяк и закусываем дольками лимона, а Сергей нам показывает свои макеты городской скульптуры — их пока нет в реальности, но очень хочется, чтобы они появились где-нибудь в «Зарядье». Работает он в жанре нового русского бедного искусства, используя в качестве материалов пивные банки, цемент, пенопласт и поролон. Сергей приехал в Москву 30 лет назад из Ростовской области, и сегодня Москва стала для него своим городом. Его работы находятся в собрании Третьяковки, Московского музея современного искусства, Государственного центра современного искусства и в многочисленных частных собраниях. А на столе мастерской новый проект — будет Парфенон с колоннами из пивных банок и новыми «Богами».

Наш последний маршрут пролегает мимо одного из рынков, где мы останавливаемся перекусить. Зарина заказывает устрицы и рассказывает о своем новом проекте в галерее Heritage, где она выступает куратором. Искусство ее увлекает страстно. Она его собирает, гоняется за особенно близкими ей работами по ярмаркам и галереям, открывает новые имена. Именно к такому новому имени — Зине Исуповой — мы и направляемся. Выпускница Школы Родченко, приехавшая из Киева шесть лет назад, работает с образами повседневности, воссоздавая их в поп-арт-аппликациях — рулоны с туалетной бумагой, розетки и секс-игрушки. Так будничные вещи обретают исключительность, иронически отстраняясь от реальности. Зина из семьи известных украинских художников и долго искала себя. Во многом в поиске ей помогли «Мастерские “Гаража”», где Зина участвовала как резидент в одном из ранних потоков, а потом выставлялась на Триеннале современного российского искусства в «Гараже», а ее работа даже попала на плакаты и промо выставки. Зарина перебирает работы Зины, восхищается и откладывает что-то для своей выставки и чтобы купить себе в коллекцию. Зина Исупова только начинает свой творческий путь в Москве, но чувствуется, что будущее ее ждет интересное и яркое.

Уже вечером мы сидим в одном из баров на Патриарших прудах, и участники проекта «Москвич Mag» обмениваются впечатлениями об увиденном за два дня. У кого-то была урбанистика, кому-то выпала литература, кому-то — гастрономия. Впечатлений у всех масса. Москва поражает — масштабом, подходом, открытостью, гостеприимностью и готовностью меняться. Она быстрая, стремительная и так же стремительно меняется. Практически на глазах.

Фото: Петр Рахманов 

Подписаться: