Население Москвы к концу XIX века, особенно после отмены крепостного права в 1861 году, резко возросло до миллиона. А ведь еще в начале столетия в городе проживали всего 250 тыс. человек.
Бурный рост промышленности, строительство сети железных дорог, появление вокзалов — все это немало способствовало развитию Москвы, изменениям в сложившейся городской ткани.
Аристократия стремительно разорялась. В древнюю столицу перебирались не только рабочие, но и разного рода специалисты.
«Деревня проснулась и зашевелилась. Начались ежегодные массовые переселения «на новые места», и это стало обычным явлением нашей народной жизни. Другая часть деревенского люда устремилась в города и на фабрики», — констатировали современники.
Происходил рост науки, образования. Среди инженеров, преподавателей, студентов росла потребность в жилье. А жилого пространства как раз катастрофически не хватало, тем более что квартиру как таковую было не купить: рынок предлагал дома или особняки с бабушкиными садами.
В 1900-е годы Москву охватил настоящий строительный бум.
Выходом в решении квартирного вопроса, который, по мнению Михаила Булгакова, так испортил москвичей, стали доходные дома и паевые фонды. Бизнес оказался весьма прибыльным.
На земельных участках, нередко распродаваемых представителями оскудевшего дворянства, владелец, обычно частное лицо, коммерческая или благотворительная организация, строил здания для сдачи апартаментов именно в аренду.
Как правило, такие доходные дома проектировались с повышенной этажностью и, соответственно, становились многоквартирными.
Девелоперы привлекали архитекторов — как уже получивших известность, так и подающих надежды.
В действительности первый доходный дом появился в нашем городе еще в 1876 году. Пятиэтажный доходный дом Троицкого подворья на Ильинке построил архитектор Петр Скоморощенко. В нем разместили гостиницу, торговые лавки и конторы.
Примерно той же функциональной схемы придерживались создатели доходных домов последовавшей эпохи.
Первые этажи всегда отдавались под магазины, бакалейные лавки, рестораны, аптеки, салоны, фотоателье, для чего уже на этапе проекта предусматривались панорамные окна и витрины.
Под складские и хозяйственные помещения отводились подвалы. Во втором этаже могли быть конторы, к примеру адвокатские или иные.
Верхние уровни здания всегда оставляли жилью. Респектабельная публика — богатые промышленники, банкиры, юристы, купцы-миллионщики — предпочитала селиться в квартирах не ниже третьего этажа.
В доходных домах, нашпигованных техническими новинками (телефон, водопровод, электричество, отопление, канализация, вентиляция), стали появляться лифты. Считается, что первый электрический лифт, удовольствие не из дешевых, в Москве поставили в 1904 году в доходном доме Николая Ивановича Силуанова на Рождественском бульваре, 17.
Особое внимание отводилось парадным, которые декорировались мрамором, пышно украшались лепниной, пальмами в вазонах, устилались ковровыми дорожками. Дверь входящим в подъезд непременно отворял швейцар. Люди попроще проникали в дом через черную лестницу.
Благоустроенные апартаменты состояли из пяти-шести комнат. При кухне имелась комната для прислуги. Аренда квартиры с видом, как правило, обходилась дороже тех, что выходили во двор. Кстати, чем выше этаж, тем дешевле обходилось жилье. Потому-то чердаки и мансарды занимали по обыкновению отставные военные, студенты, художники.
К 1910 году доходных домов в Москве насчитывалось три тысячи без малого. Среди самых известных дом Мазинга в Малом Знаменском, дом Исакова на Пречистенке, дом Солодовникова на ул. Гиляровского, дом Чижиковой на Садовой-Кудринской и многие другие.
Революционные события принесли с собой национализацию, бывшие дорогие апартаменты уплотнялись и резались на коммуналки с их соответствующей перепланировкой.
После Великой Отечественной войны коммуналки постепенно начали уходить в прошлое, уступив место отдельным квартирам. Началось строительство жилых домов, в том числе и высотных, во многом позаимствовавших планировочные принципы доходных домов.
Подробные рассказы о самых известных жилых домах будут появляться на странице проекта «Московский дом».
Фото наверху: «Дом на набережной»/Алексей Макаров, Максим Мухин