Еще совсем недавно апокалиптические картины экологических катастроф нам казались просто художественным преувеличением, результатом работы хорошо развитой фантазии голливудских сценаристов.
Теперь, особенно после череды экоскандалов, мы постепенно приходим к мысли, что если все мы будем продолжать в том же духе, то скоро действительно понадобится звездолет, чтобы поискать себе более пригодную для жизни планету.
Только представьте: с момента изобретения пластика его было произведено около 6 с половиной миллиардов тонн, а переработано из этого объема всего 9%. То есть 91% находится где-то тут, рядом с нами. Разлагается пластик крайне медленно: на это потребуется от 500 до 1000 лет. Поэтому каждый сейчас по мере возможности старается если не помочь планете, то хотя бы приносить ей минимальное количество вреда своим существованием. Мы начинаем сортировать мусор, отказываемся от одноразовых стаканчиков, сдаем батарейки на утилизацию.
Но пока инфраструктура недостаточно развита, так что экологическая сознательность — это довольно сложный путь: кто-то путешествует со встречи на встречу с грязным, но зато многоразовым тумблером для кофе и с робкими попытками помыть его в перерыве, кто-то сортирует бытовой мусор в ночи, когда вдруг приходит осознание — чтобы выбросить молочный пакет, его надо предварительно вымыть и высушить. Уже не говоря о том, что все рассортированное надо будет в свой выходной довезти до пункта приема. Конечно, так и тянет сдаться.
Впрочем, многое стало меняться. Теперь крупные бренды готовы взять на утилизацию вашу старую одежду, на интерактивной карте Москвы можно найти ближайший к своему дому пункт приема мусора, производители стремятся отказаться от пластика, а также появилось много интересных лекций, офлайн и онлайн, где можно обучиться, как теперь жить более экологично.
Большой бизнес не остается в стороне от существующих проблем.
Например, табачная компания «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) уже давно эффективно внедряет стратегии бережного отношения к окружающей среде начиная от офисной жизни и заканчивая сокращением выбросов парниковых газов на производстве.
Осознанная офисная жизнь |
Сначала в двух московских офисах ФМИ провели экологический аудит, проанализировали планировку, системы вентиляции, отопления и водоснабжения. Теперь здесь установлены водопроводные краны с сенсорными датчиками. В качестве освещения используются только светодиодные лампочки, а также везде стоят датчики движения — чтобы не расходовать электроэнергию впустую. Ситуация, когда сотрудники забыли на ночь выключить кран или оставили свет, полностью исключена.
В офисе больше нет персональных принтеров, рекомендуется не распечатывать материалы без явной необходимости и, если делать это, использовать двустороннюю черно-белую печать. Кстати, вся бумага затем измельчается, формируется в блоки и отправляется на вторичную переработку. А при ее покупке обращается внимание на наличие сертификатов Лесного попечительского совета (FSC Recycled и FSC).
У всей техники изменены настройки — после трех минут бездействия телевизоры, плазмы, компьютеры и другие приборы переходят в энергосберегающий режим.
Кроме того, в офисах отказались от одноразовой посуды и бутилированной воды в пластиковой таре. Только керамические чашки и тарелки и специальные фильтры для воды. При закупках больше не приобретаются товары в одноразовых упаковках, отдается предпочтение стандартным фасовкам и поставщикам, которые разделяют принципы экологической сознательности.
В офисах компании уже давно стоят контейнеры для раздельного сбора мусора, для батареек и аккумуляторов. Кроме того, для сотрудников организуют тренинги и семинары, где можно прокачать свои эконавыки, например разобраться, что означает маркировка на пластиковых бутылках, или научиться более экологичному стилю вождения.
Как продолжить ездить на машине, не причиняя вреда природе? Надо придерживаться простых правил — увеличивать скорость постепенно, выключать двигатель при остановках, регулярно контролировать систему давления в шинах, бережно использовать климат-контроль, стараться тормозить плавно и двигаться в одном ряду. Кстати, все автомобили для корпоративного парка в ФМИ соответствуют экостандартам, расходуют меньше топлива и содержат меньшее количество вредных веществ в выхлопных газах. Только благодаря этим довольно простым мерам удалось достичь значительных результатов. Например, есть данные, что в 2015 году выбросы парниковых газов на километр пробега автотранспорта компании сократились на 20% по сравнению с показателями 2010 года.
От локального к глобальному |
«Филип Моррис Интернэшнл» — одна из 25 компаний, вошедших в список «А» CDP сразу по двум рейтингам — климатическому и эффективности водопотребления. Свой вклад в эти показатели вносят и российские фабрики. Для них было закуплено самое современное оборудование, а также они проходят добровольную сертификацию системы экологического менеджмента на соответствие требованиям международного стандарта ISO14001.
В 2015 году российские фабрики ФМИ сократили выбросы парниковых газов на 20%, а к 2020 году они должны достичь результата в 30%. Также на всех фабриках удалось уменьшить количество потребления воды (на 20% в расчете на миллион произведенных сигарет). Кроме того, идет работа над тем, чтобы производство было безотходным, и сейчас уже, по словам представителей компании, 95% отходов идет на дальнейшую переработку.
Вторая жизнь IQOS |
Главной задачей ФМИ является исследование и разработка продуктов с пониженным риском, благодаря которым в будущем мы полностью откажемся от дыма и пепла, к такому типу продуктов относится IQOS — система нагревания табака. IQOS вдохновил более 7 миллионов человек изменить жизнь к лучшему, однако на этом бренд не остановился и запустил сервис по утилизации и переработке старых, отработавших устройств IQOS.
Если вдруг у вас есть неиспользуемый вами девайс, вы можете принести его в фирменные магазины бренда — и аккумулятор, и пластик будут утилизированы, не причиняя вреда окружающей среде.
Еще стоит заметить, что утилизация и переработка происходят в России на небольшом перерабатывающем предприятии в Ярославле, таким образом большой бренд вносит свой вклад в развитие малого и среднего бизнеса, а также технологий переработки в нашей стране.
Конечно, мы не можем спасти планету и решить глобальные экологические проблемы за один день. Но мы можем запустить цепочку изменений к лучшему начиная с нас самих.