T

Почему

люди играют 


и как выигрывают

Кто-то проводит вечера с джойстиком в руках, кто-то каждые выходные встречается с друзьями ради настольных игр, а кто-то никогда не упускает шанс поучаствовать в розыгрыше подарков за репост в соцсетях. Существует огромное количество игр — интеллектуальные и спортивные, мобильные и компьютерные, командные и медитативные, но люди во всем мире особенно любят игры с призами. Участвовать в них можно по самым разным причинам — от желания получить что-нибудь материальное до простой привычки. Рассказываем про психологию игр вместе со «Стикерманией» от «Вкусно — и точка».

Как появились игры

Ученые уверены, что игры в истории человечества появились примерно тогда же, когда и труд, и потому стали такой важной частью культуры. Судя по находкам археологов, викинги, ацтеки и жители Месопотамии регулярно проводили время за всевозможными играми. Одни из самых старых были найдены в Египте: тысячи лет назад люди проводили время за настолками, сделанными из камней и дощечек с рисунками. Но с помощью настолок тогда не просто развлекались, а еще и гадали. Например, одна из таких игр — мехен, появившаяся примерно 3 тысячи лет назад до нашей эры. Она представляла собой поле в виде свернувшейся клубком змеи, а вдоль ее тела были нанесены деления, по которым нужно было перекатывать шарики. Ученые считают, что так египтяне не только соревновались в меткости и расчетах, но еще и предсказывали важные события – на некоторых досках количество ячеек соответствовало дням в лунном календаре.


Некоторые старейшие игры дошли до нас в практически неизменном виде. Древнекитайская го, индийские шахматы, персидские нарды — всем этим играм по несколько тысяч лет. Тогда им обычно приписывали еще и какое-то полезное предназначение, например развитие стратегического и аналитического мышления. А вот играть просто ради приятного времяпрепровождения начали только в Древнем Риме: там считали, что главное не соревноваться и побеждать соперников, а получать удовольствие в процессе.

Первые розыгрыши призов начали проводить в Древнем Китае во время правления династии Хань. Тогда появилась игра кено, напоминающая современное лото: участникам нужно было делать отметки на доске с неповторяющимися иероглифами, на которую потом бросали фишки. Если фишки падали на отмеченные иероглифы, участник выигрывал, если нет — его ставка переходила организатору. По всей видимости, древним китайцам не очень везло: по легенде, правитель, придумавший играть с гражданами, смог пополнить казну, а потом использовать вырученные средства для своих завоевательных кампаний и строительства Великой Китайской стены.


Но вообще люди из самых разных стран играм доверяли. Во многих культурах считалось, что иногда решение какого-нибудь сложного вопроса можно доверить только высшим силам, которые точно окажутся беспристрастны и не смогут подтасовать результаты. Из-за этого люди в ответственных ситуациях часто не обсуждали и голосовали, а просто бросали жребий и полагались на удачу. Выпавший результат как раз воспринимали как подарок, поступивший от богов.

Почему люди играют

Чтобы разобраться, почему люди полюбили игры и не теряют к ним интереса уже несколько тысячелетий, ученые постоянно проводят эксперименты и опросы. Пока они пришли к самому очевидному выводу — просто потому, что это доставляет удовольствие. Известно, что во время игр участники получают выброс эндорфина — так называемого гормона счастья.


Но и наши далекие предки, использовавшие игры для пользы, были не так уж и неправы — игры действительно позволяют улучшить когнитивные функции, мотивацию, развить креативность и почувствовать единство с другими игроками. Причем работают так не только спортивные забавы или уважаемые интеллектуалами шахматы, но и компьютерные игры, которые принято ругать. Так, ученые из Швейцарии и Великобритании выяснили, что видеоигры — даже самые простые шутеры с монстрами — позитивно повлияли на скорость реакции и принятия решений испытуемых, и плюс еще улучшили их эмоциональный фон. Настольные игры тоже полезны — они положительно влияют на память и мышление, особенно если играют в них дети и пожилые люди. Психологи из Эдинбургского университета предложили тысяче человек старше 70 лет начать регулярно играть в настольные игры и до 79 лет регулярно давали испытуемым тесты на когнитивные способности. У любителей проводить время за игрой показатели памяти и мышления с возрастом практически не снижались, так как их мозг получал регулярные тренировки.





Как ни странно, даже в играх с призовым фондом материальная сторона волнует далеко не всех. В опросе, который устроили в Великобритании, постоянных участников призовых игр попросили назвать причины, по которым они играют. Выяснилось, что большинство респондентов — две трети — действительно привлекает возможность получить что-нибудь ценное. Но на втором месте по популярности оказался ответ «я играю потому, что процесс доставляет удовольствие».


То, что розыгрыши могут радовать, действительно подтверждено исследованиями. Голландские ученые провели эксперимент и выяснили, что в ожидании приза люди чувствовали больше положительных эмоций — счастье, радость, надежду на лучшее, любопытство — и при этом меньше грустили. Причем процесс ожидания радовал многих даже сильнее, чем небольшой денежный выигрыш. Среди других возможных причин участия в призовых играх — привычка и доверие к организаторам, которое строится на понятных правилах и прозрачности всей организации игры.

Где призовые игры популярнее всего

Видеоигры больше всего в мире любят в США, мобильные игры особенно популярны в Китае, а самой шахматной страной считается Россия. Что касается призовых игр, то здесь лидирует Великобритания, на втором месте находится Индия, на третьем — Австралия. Самые большие призовые фонды разыгрывают в США — там совсем недавно одному счастливчику выпал джекпот в два миллиарда долларов.

Россия по уровню интереса к призовым играм занимает только 37-е место в мире. Как показывает статистика, активнее всего ими интересуются в Волгограде, Иваново и Сочи. Москва находится только на 20-м месте, а Петербург — на 22-м. Одна из самых популярных игр в России — «Стикермания». В период ее проведения каждый третий заказ на предприятиях «Вкусно — и точка» или в мобильном приложении — участник «Стикермании». На нее приходится 77% всех транзакций компании во время проведения игры.

Как бизнесу помогает любовь к играм

Вот уже несколько десятилетий игры — это еще и эффективный инструмент выстраивания доверительных отношений между бизнесом и клиентами. Конкурсы и розыгрыши — один из самых эффективных инструментов привлечения и удержания клиентов, повышения потребительской осведомленности о торговой марке и заинтересованности товарами. Первые игры с моментальными призами в 80-е годы прошлого века провели сразу две американские компании — производитель консервов и компания, выпускающая корма для животных. Участники игр могли узнать, достанется ли им автомобиль, открыв банку с продуктом и заглянув под крышку. И успех розыгрышей был колоссальным. Каждый раз, открывая банку, покупатели замирали в волнительном ожидании, надеясь увидеть на внутренней стороне крышки заветное изображение автомобиля. Так что даже если на этот раз не повезло выиграть приз, они получали заряд «гормонов счастья».


Маркетологи Родди Маллин, Джулиан Камминс в книге «Стимулирование продаж» объясняют, что, во-первых, людям интересны такие активности, во-вторых, новости о необычных призах и счастливых победителях часто попадают в газеты (а сейчас еще и набирают популярность в соцсетях). Так, благодаря играм клиенты-участники становятся еще своего рода амбассадорами бренда.


Маллин и Камминс видели и другие преимущества в проведении призовых игр для бизнеса. В продвижении товаров и услуг они могут быть даже эффективнее скидок. Хороши для этого и игры с моментальными призами, и промоакции с расчетом вероятности, где нужно что-нибудь угадать или рассчитать. Но чтобы игра вызвала у клиентов интерес, а не возмущение, она должна соответствовать нескольким критериям. Во-первых, правила должны быть простыми и понятными – викторины и конкурсы с десятком мудреных критериев могут только отпугнуть потенциального участника. Во-вторых, нужны привлекательные, но в то же время приятные призы: квартира, машина и путешествие понравятся каждому, а вот предлагать какой-нибудь тропический остров не стоит — для обычного человека это только дополнительная головная боль. И конечно, все должно быть прозрачно. Клиентам важно знать точное количество призов, понимать правила розыгрыша и следить за новостями о победителях, доказывающими, что выиграть действительно возможно.

Так как раз работает «Стикермания»: при покупке участвующих в ней продуктов во «Вкусно — и точка» нужно сканировать QR-код в мобильном приложении. За это каждый пользователь получает стикеры. Под стикерами участников ждут моментальные призы — полезные промокоды, вкусные продукты, наборы техники, автомобиль и две квартиры-студии. Помимо них, есть еще и коллекционные призы — квартиры, автомобили, путешествия, деньги. Их можно выиграть, если собрать несколько стикеров с названиями улиц одного цвета.


Играть в «Стикерманию» легко: можно просто зайти перекусить во «Вкусно — и точка» или заказать доставку и, помимо вкусных продуктов, получить шанс выиграть что-то ценное. К процессу сбора стикеров можно привлечь всех членов семьи, чтобы простой поход на обед стал еще своего рода квестом, который объединяет взрослых и детей.


Если вы еще не играете в «Стикерманию», присоединяйтесь скорее. Еще есть время получить моментальные призы и собрать наборы стикеров с улицами и поучаствовать в розыгрыше суперпризов. Он состоится 2 марта.



 Играете ли вы в игры вообще?

Конечно, каждый вечер провожу за компьютером.

Только когда есть свободное время и подходящая компания.

Только когда есть свободное время и подходящая компания.

Нет, и вообще считаю игры пустой тратой времени.

Участвуете ли вы в розыгрышах 

с призами?

Никогда не упускаю возможность что-нибудь выиграть.

Только если разыгрывают что-нибудь ценное.

Даже не пытаюсь, все равно не верю, что повезет.

Считаете ли вы себя удачливым человеком?

Удача всегда со мной: на экзаменах, в работе, в игре.

Примерно 50 на 50 — то везет, то нет.

Нет, я, наверное, самый невезучий человек на свете.

Выигрывали ли вы когда-нибудь 

что-либо?


Постоянно что-нибудь получаю и радуюсь даже мелочам.

Пару раз приходилось, но только всякие мелочи.

Один раз выиграл автомобиль, но оказалось, что это звонят мошенники.

Принимаете ли вы участие 

в «Стикермании»?

Уже увлеченно играю и рассчитываю на суперприз.

От случая к случаю — если захожу во «Вкусно — и точка».

Нет, вообще здесь о ней читаю впервые.

Отправить

Независимо от того, любите ли вы игры и успели ли выиграть что-то в «Стикермании», мы хотим, чтобы вы поверили в свою удачу. Поэтому мы дарим вам карту «Москвича», в которой собраны самые разные приятные и полезные бонусы. Там вы найдете скидки на книги, одежду, косметику, товары для дома и многое другое.


Получить

Материал подготовлен 

при поддержке


ООО «Система ПБО»
Pb3XmBtztB9MgWrtPfDJui6yEWAPtL3ER2Xnnc8



{"width":1020,"column_width":20,"columns_n":17,"gutter":42,"line":60}
default
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: CoFo Robert Beta; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}
[{"caption":"Montserrat","name":"Montserrat","styles":{"Thin":"100, normal","Extra Light":"200, normal","Light":"300, normal","Regular":"400, normal","Medium":"500, normal","Semibold":"600, normal","Bold":"700, normal","Extra Bold":"800, normal","Black":"900, normal","Thin Italic":"100, italic","Extra Light Italic":"200, italic","Light Italic":"300, italic","Italic":"400, italic","Medium Italic":"500, italic","Semibold Italic":"600, italic","Bold Italic":"700, italic","Extra Bold Italic":"800, italic","Black Italic":"900, italic"}},{"caption":"Roboto Slab","name":"Roboto Slab","styles":{"Thin":"100, normal","Extra Light":"200, normal","Light":"300, normal","Regular":"400, normal","Medium":"500, normal","Semibold":"600, normal","Bold":"700, normal","Extra Bold":"800, normal","Black":"900, normal"}},{"caption":"Merriweather","name":"Merriweather","styles":{"Light":"300, normal","Light Italic":"300, italic","Regular":"400, normal","Italic":"400, italic","Bold":"700, normal","Bold Italic":"700, italic","Black":"900, normal","Black Italic":"900, italic"}},{"caption":"Playfair Display","name":"Playfair Display","styles":{"Regular":"400, normal","Medium":"500, normal","Semibold":"600, normal","Bold":"700, normal","Extra Bold":"800, normal","Black":"900, normal","Italic":"400, italic","Medium Italic":"500, italic","Semibold Italic":"600, italic","Bold Italic":"700, italic","Extra Bold Italic":"800, italic","Black Italic":"900, italic"}},{"caption":"Rubik","name":"Rubik","styles":{"Light":"300, normal","Regular":"400, normal","Medium":"500, normal","Semibold":"600, normal","Bold":"700, normal","Extra Bold":"800, normal","Black":"900, normal","Light Italic":"300, italic","Italic":"400, italic","Medium Italic":"500, italic","Semibold Italic":"600, italic","Bold Italic":"700, italic","Extra Bold Italic":"800, italic","Black Italic":"900, italic"}},{"caption":"Fira Sans","name":"Fira Sans","styles":{"Thin":"100, normal","Thin Italic":"100, italic","Extra Light":"200, normal","Extra Light Italic":"200, italic","Light":"300, normal","Light Italic":"300, italic","Regular":"400, normal","Italic":"400, italic","Medium":"500, normal","Medium Italic":"500, italic","Semibold":"600, normal","Semibold Italic":"600, italic","Bold":"700, normal","Bold Italic":"700, italic","Extra Bold":"800, normal","Extra Bold Italic":"800, italic","Black":"900, normal","Black Italic":"900, italic"}},{"caption":"Source Code Pro","name":"Source Code Pro","styles":{"Extra Light":"200, normal","Light":"300, normal","Regular":"400, normal","Medium":"500, normal","Semibold":"600, normal","Bold":"700, normal","Extra Bold":"800, normal","Black":"900, normal","Extra Light Italic":"200, italic","Light Italic":"300, italic","Italic":"400, italic","Medium Italic":"500, italic","Semibold Italic":"600, italic","Bold Italic":"700, italic","Extra Bold Italic":"800, italic","Black Italic":"900, italic"}},{"caption":"EB Garamond","name":"EB Garamond","styles":{"Regular":"400, normal","Medium":"500, normal","Semibold":"600, normal","Bold":"700, normal","Extra Bold":"800, normal","Italic":"400, italic","Medium Italic":"500, italic","Semibold Italic":"600, italic","Bold Italic":"700, italic","Extra Bold Italic":"800, italic"}}]
https://fonts.googleapis.com/css2?family=Montserrat:ital,wght@0,100;0,200;0,300;0,400;0,500;0,600;0,700;0,800;0,900;1,100;1,200;1,300;1,400;1,500;1,600;1,700;1,800;1,900&family=Roboto%20Slab:wght@100;200;300;400;500;600;700;800;900&family=Merriweather:ital,wght@0,300;0,400;0,700;0,900;1,300;1,400;1,700;1,900&family=Playfair%20Display:ital,wght@0,400;0,500;0,600;0,700;0,800;0,900;1,400;1,500;1,600;1,700;1,800;1,900&family=Rubik:ital,wght@0,300;0,400;0,500;0,600;0,700;0,800;0,900;1,300;1,400;1,500;1,600;1,700;1,800;1,900&family=Fira%20Sans:ital,wght@0,100;0,200;0,300;0,400;0,500;0,600;0,700;0,800;0,900;1,100;1,200;1,300;1,400;1,500;1,600;1,700;1,800;1,900&family=Source%20Code%20Pro:ital,wght@0,200;0,300;0,400;0,500;0,600;0,700;0,800;0,900;1,200;1,300;1,400;1,500;1,600;1,700;1,800;1,900&family=EB%20Garamond:ital,wght@0,400;0,500;0,600;0,700;0,800;1,400;1,500;1,600;1,700;1,800