Покидая Пекин, могу только одно сказать —
Я хочу вернуться. И я вернусь.
Я ждала группу автопробега пять дней вместо обещанных двух.
И каждый день я ходила по нескончаемому городу автомобильных развязок и хвойных парков. Я умирала от жары и продолжала идти, потому что остановиться было невозможно. И каждый последующий день был полон открытий.
Я уже не прыгала в сторону от велосипедов и мотоциклов, которые неслись на меня на пешеходных переходах, я перестала реагировать на то, как громко пекинцы разговаривают друг с другом и как много людей вокруг.
Это как в игре — следующий уровень открылся мне ночью.
Наивная, в надежде, что будет не так жарко, я вышла на пробежку по ночному городу. По дороге я обнаружила кошерный ресторан Dinis — на вывеске не горели три буквы, а внутри было все белым-бело от света энергосберегающих ламп. Как сказал бы в этом случае Вуди Аллен, «а что ты хочешь — все ровно так, как и должно быть — в каждом городе кошерную еду подают в одинаково отвратительных заведениях».
В Пекине я успела попробовать завтрак в заведении, сделанном под присмотром корпорации We Work. Называется место Obentos (на двери было написано: healthy, natural, balanced).
Но если ночевать в The Puxuan — искать завтрак в городе не потребуется. Впрочем, как обед и ужин. В этом отеле — лучший в городе сад, чайная комната, спа, музейное пространство и ресторан традиционной кухни Fu Chun Ju. И даже днем в нем не было мест. Полная посадка.
Друзья мои были в восторге от другого малоизвестного, почти секретного заведения Black Sesame Kitchen.
Шеф каждый день придумывает новое меню, это похоже на дружеские ужины в берлинских квартирах. Но кормят очень вкусно.
Термосы в UUCA store — они тоже произведение искусства
Гулять я рекомендую в арт-квартале Пекина UUCA или 798. Это место, по слухам, принадлежало военно-промышленному комплексу ГДР. Местами оно напоминает декорации фильма «Терминатор». Идти туда можно не только ради красоты стен, а ради искусства. Бесчисленные галереи современных художников и магазины редких китайских ремесленников и дизайнеров.
В главном здании институции современного искусства сейчас проходят две большие выставки. Одна масштабная — «Рождение гения» о Пикассо, другая — Society Guidance («Общественное руководство»), которая рассказывает о трагедии 1990-х, когда мировая экономика изменила Китай.
На выставке Пикассо
И доллар стал для Страны восходящего солнца единственной ценностью. На этой выставке представлены работы трех китайских художников. Один из них — Ванг Йин (Wang Jin). До сих пор перед глазами стоит придуманная им обложка New Weekly. И каменные надгробия из долларов его коллеги по проекту художника Чэнь Шаосюна (Chen Shaoxiong).
Wu Mingzhong. Alone in between Heaven and Earth
Если захочется попробовать себя в каллиграфии, пройти по редким галереям, связанным с традиционным для Китая искусством, вам на улицу Люличан.
В салоне каллиграфии на улице Liulichang
Китайские марки одежды меня очень вдохновили. Одно имя точно вам посоветую — Croquis (пишется, как на французском), в переводе с английского — «набросок».
Часть коллекции посвящена слогану экспедиции на Марс Илона Маска — Don’t panic. Хотя мы с вами понимаем, что это не Маск придумал и не Дэвид Боуи, а автор книги «Автостопом по галактике» Дуглас Адамс.
В Пекине мне не надо было ехать на площадь Тяньаньмэнь, она громадная, страшная и вся в камерах, не надо было ходить в мавзолей, не надо было ездить к храму Конфуция.
Серебряный прибор для курения морфия. Антикварная лавка
Это все туризм. Исключение из правил, туристическое место, обязательное к посещению — Запретный город.
Во всем остальном забудьте следовать советам гидов.
Пекин — он, оказывается, совсем не туристический.
Через VPN доступны все привычные сервисы.
Не работают только Uber и Tinder.
Карты Apple отлично работают, как и Facetime.
Для полного погружения в среду надо пользоваться WeChat.
Музыку китайскую послушайте, исполняет ее DA ZHUANG, а я спать.
Продолжение следует.
Фото: Кира Альтман