Геннадий Устиян

«Человек-паук: Вдали от дома» местами смотрится как дорогой артхаус о постправде

2 мин. на чтение

После того как Дэвид Финчер показал в «Бойцовском клубе» взрывы домов, его спросили, не испытывает ли он моральных угрызений, особенно после 11 сентября. Режиссер ответил, что трагедией и большой потерей стало бы уничтожение домов в Венеции — в отличие от современных типовых зданий в них есть культурная и историческая ценность.

В новом «Человеке-пауке: Вдали от дома» (в кинотеатрах с 4 июля) режиссер Джон Уоттс за несколько минут расправляется с Венецией, Прагой и Лондоном. Хотя нет, то, что мы видим на экране — обман, высокотехнологичная иллюзия. Или нет? Примерно всю вторую половину фильма нам предлагают думать, что все, что мы видим, может оказаться не просто обманом, но и собственной противоположностью.

Кинокомиксы давно упрекают в следовании заезженной жанровой формуле. Супергерой узнает, что миру угрожает опасность, спасает мир, скромно уходит в тень, в лучшем случае пару раз шутит и получает в награду девушку (или, наоборот, не получает именно из-за своего супергеройства). В первой половине «Вдали от дома» примерно это и происходит. Питер Паркер (Том Холланд) собирается с классом в Европу, где намеревается купить красивый черный георгин из муранского стекла и признаться в любви Эм-Джей (Зендайя), и надо сказать, что новая девушка подходит ему гораздо больше предыдущей, из «Человека-паука: Возвращение домой». В отличие от Лиз, отца которой Питер к тому же — упс — убил, Эм-Джей — девушка-гик, что очень удобно, потому что она любит фильмы ужасов, и с ней есть о чем поговорить.

В Венеции на класс нападает водное нечто Гидромен, от которого их защищает новый супергерой Мистерио (Джейк Джилленхол), представляющийся жителем Земли в 833-м измерении (если вы вдруг не знали, мы с вами живем в 616-м). Мистерио говорит, что так называемые элементалы, к которым принадлежит Гидромен, уже уничтожили Землю в его измерении и теперь принялись за наше.

Казалось бы, конец фильма. Но как только Питер, вечно сомневающийся в своем месте среди «взрослых» супергероев, дарит Мистерио доставшуюся ему после смерти Железного человека систему дополнительной реальности Эдит (с голосом Ингеборги Дапкунайте), как начинается совсем другое кино, которого совсем не ждешь от Marvel.

Иногда кажется, будто смотришь экранизацию нон-фикшн-книги Мичико Какутани «Конец правды». На первый план выходят люди из технической службы Железного человека, а совсем не очередной карикатурный злодей с манией величия. Один из них говорит: «Люди не могут жить без веры. И они готовы поверить во что угодно» и «Легко обманывать тех, чья жизнь — самообман». И тут становится понятно, что авторы фильма хотят сказать нечто большее, чем обычно говорят в супергеройском кино. Человек-паук оказывается в череде реальностей-симулякров, один другого страшнее. Твердая почва, как у многих сейчас в эпоху круглосуточной пропаганды, фабрик троллей и постправды, уходит из-под ног — кажется, что «Человек-паук» пытается быть документальной драмой, а не легким детским развлечением.

«Вдали от дома» завершает третью фазу Marvel, которая крутилась вокруг Железного человека и Капитана Америки. Но фильм скорее похож не на заключительную прощальную часть, а на обещание новых фильмов, которые будут отличаться от предыдущих не только представлением новых супергероев, но и измененным подходом к самому рассказыванию истории. Здесь и сюжет, и тема зыбкости реальности нарушают все правила, по которым до сих пор жили экранизации кинокомиксов и экшны вообще. Уже прошлый «Человек-паук» интересно скрестил жанр супергеройского боевика с тинейджерской романтической комедией.

Здесь режиссер Джон Уоттс пошел еще дальше и добавил к уже существующему симбиозу психодраму, которую зрители раньше ждали разве что от Дэвида Линча. Это фильм о том, что мы живем в мире, в котором ничто не является тем, чем кажется, и в том, что об этом осмеливается говорить фильм с рейтингом 12+, есть что-то очень революционное и правильное. Дети должны знать, что их ждет.

Фото: WDSSPR

Подписаться: