Довлет Халджанов

A24: как киностудия ушла от артхауса

4 мин. на чтение

Уже несколько лет популярная инди-студия активно развивает производство собственных фильмов. Изначально она была лишь дистрибутором, но постепенно начала вкладываться в продюсирование своих картин. Одним из первых крупных успехов считается «Лунный свет» Барри Дженкинса, который в 2017 году получил «Оскар» как лучший фильм.

Свою популярность студия обрела благодаря уникальным проектам, которые поражали зрителя оригинальной задумкой, открывали миру новых звезд и давали платформу для реализации идей малоизвестных режиссеров. Вдобавок А24 переосмысляли забытые шедевры: фанатам «Солнцестояния» рекомендую посмотреть «Плетеного человека», а «Неограненных алмазов» — «Премьеру» Кассаветиса.

Кадр из фильма «Солнцестояние». Фото: «Вольга»

В отличие от многих крупных мировых дистрибуторов фильмы инди-студии продолжают выходить в российский прокат даже в нынешних реалиях. 

За 2025 год в кинотеатрах показали сразу несколько новинок:

  • психологический ужастик «Опус» Марка Энтони Грина с Джоном Малковичем; 
  • фэнтезийную комедию «Смерть единорога» Алекса Шарфмана; 
  • драму о войне в Иране от Рэя Мендосы и Алекса Гарланда «Под огнем»;
  • семейное роуд-муви «Очи» Исайи Саксона. 

После просмотра всех этих фильмов автор FOMOTEKA Довлет Халджанов пришел к выводу: студия постепенно отходит от артхауса. Разберем тенденцию на вышеперечисленных примерах.

В хорроре «Опус» ощущается влияние фирменных нарративов студии — «Солнцестояния», «Меню» и «Х». Однако, соединив их, режиссер забыл, что хотел получить в финале своего полнометражного дебюта, и попросту слил концовку. В черной комедии «Смерть единорога» иронично осмысляют опиоидный кризис с обилием туповатых шуток и сатирой на богатых — сложно сосчитать, сколько фильмов о stupid riches увидел мир за последнюю пару лет.

«Очи» — первая попытка студии поработать в жанре семейного кино: проект должен был понравиться и взрослым, и детям, но по факту оказался сводным братом «Окчи» Пона Джун-Хо с ванильным финалом. А триллер «Под огнем», который позиционировался как антивоенное кино, в итоге стал репрезентацией клишированной фразы о «проблеме белых солдат»: 

«Да, мы приехали сюда убивать, но кто же знал, что и в нас начнут стрелять»

Очевидно, студия пытается расширить свою аудиторию и экспериментирует с жанрами. Однако в последние годы у А24 ощущается нехватка четкой маркетинговой стратегии, если только она не заключается в полном молчании. Внимания масс почти не получили и более именитые и громкие проекты последних лет: «Бруталист», «Стальная хватка» и «Зона интересов», которая выйдет в российский прокат 22 мая.

Кадр из фильма «Зона интересов». Фото: «Амедиатека»

К тому же все вышеперечисленные ленты вышли либо в ограниченном прокате, либо их релиз был отложен на середину наградного сезона. С большей вероятностью студия пытается сделать из этих проектов темных лошадок. Но, будем честны, на «Оскаре» голосуют те, кто не всегда отсматривает все ленты, и отдают предпочтение работам, что на слуху. Это не умаляет художественной ценности картин, однако победители последних лет — доказательство того, что побеждает не лучшее, а самое обсуждаемое.

Большинство инди-картин студии не окупается в прокате. Первые крупные убытки компания понесла с подростковой драмой «Волны» (сборы $2,5 млн при бюджете $6 млн) и фантастической картиной «Зеленый рыцарь» (сборы $18,8 млн при бюджете $21 млн). Однако самым неприбыльным проектом А24 считается психологический хоррор Ари Астера «Все страхи Бо»: прокат принес лишь $10,8 млн при бюджете $35 млн.

После этих провалов студия ринулась создавать блокбастеры. Первым таким проектом стала картина Алекса Гарланда «Падение империи» о вымышленной гражданской войне в Америке. Фильм вызвал споры у критиков и зрителей, но смог заработать в прокате $127,3 млн при затратах $50 млн.

Поймав волну хайпа, студия приняла решение сохранить в своем бюджете графу для фильмов, ориентированных на широкую аудиторию. В 2025 году студия выпустит новый проект Джоша Сэфди «Марти Суприм» о жизни известного спортсмена по настольному теннису. Главную роль в фильме исполнит Тимоти Шаламе. А совсем недавно было объявлено о запуске производства проекта по мотивам компьютерной игры Elden Ring, режиссером которого выступит Алекс Гарланд.

Да и про свое кредо — открывать миру малоизвестных режиссеров и показывать малобюджетное кино — студия не забывает. На последнем фестивале «Сандэнс» студия выкупила права на один из самых долгожданных инди-проектов сезона «Прости, детка» Евы Виктор. Это история о преподавательнице, которая переживает травму после сексуального насилия. Там же студия презентовала новый хоррор Мэри Бронштейн «Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула» о трудностях материнства. За female gaze спасибо, но хотелось бы, чтобы маркетинг помог картинам добраться до более широкой аудитории.

Очевидно, что А24 пытается перестроить стратегию работы: добраться до более широкого зрителя и заработать больше. Но, возможно, стоит отказаться от посредственных экспериментов и вложиться в продвижение собственных шедевров?

fomoteka
Подписаться: