Феофания Ладыгина

Искусство вместо самогона: как галерея fābula дала новую жизнь цеху завода «Кристалл»

3 мин. на чтение

Раньше здесь разливали водку, теперь ищут смыслы. Места бывших цехов на Самокатной заняли идейные проекты: всевозможные магазинчики, концертная площадка, булочная и даже галерея современного искусства.

Автор FOMOTEKA Феофания Ладыгина отправилась на «Курскую», на бывший ликеро-водочный завод, а теперь креативный кластер «Кристалл».

В 1894 году Российская империя ввела винную монополию — с того момента все спиртные напитки производились и продавались только государством. В 1901-м на берегу Яузы открыли и освятили Московский казенный винный склад №1 — спиртовой завод с хранилищем. На тот момент он был самым мощным в отрасли. Проектировали его архитекторы Николай Григорьевич Фалеев и Виктор Андреевич Величкин, едва ли не первые, кто внедрял железобетон в Москве. И не зря: сегодня историческое здание завода — редкий образец промышленной архитектуры начала ХХ века, которая в последние десятилетия вымирает: многие производства закрылись, а постройки простаивают и разрушаются.

Современное название «Кристалл» появилось лишь в 1987 году. Версий, почему именно так назвали завод, много. Одна из самых красивых гласит: отсылка к шампанскому Cristal, которое дом Louis Roederer создал специально для Александра II. Все из-за того, что в эпоху перестройки советская власть попыталась вернуться к своим «имперским» истокам, пусть и таким необычным способом.

С началом Первой мировой завод поставили на паузу — помещение отдали под госпиталь. Возобновили производство лишь с приходом советской власти. В ВОВ здесь изобрели легендарную водку «Столичная», а в 2000-е разливали «Путинку». В 2013-м завод окончательно закрылся, производство переехало в Подмосковье, и гигантская территория на Яузе погрузилась в спячку.

Режимы сменились, а «Кристалл» стал совокупным портретом ушедших эпох. Территория могла превратиться в индустриальный призрак прошлого, но с 2022 года бывшую промзону начал развивать девелопер Asterus: сейчас завод проживает цикл гусеницы бабочки и превращается в новую социокультурную доминанту на московской карте. 

Сегодня уже никого не удивить креативными кластерами, но «Кристалл» выделяется среди всех своей неприлизанностью и тщательным подбором резидентов. Один из них — галерея современного искусства fābula. Ее основательницы Лена Фадеева и Алина Чичикова познакомились в архитектурном институте и в 2019-м открыли галерею. И вот, сменив три не менее антуражных адреса: флигель XIX века на Таганской, помещение бывшего китайского ресторана на Варварке и шиномонтаж на Красносельской, осенью 2024-го в бывший цех ректификации въехала fābula. Так 260 «квадратов», где когда-то гоняли спирт, превратились в центр притяжения модников и любителей искусства. 

Лена вспоминает первое впечатление от пространства: «На колоннах в этом огромном помещении с высокими потолками, на восьмиэтажной башне, стояли ректификационные колонны, большие самогонные аппараты. Со временем их демонтировали. Это все выглядело очень необычно».

Во время въезда в цех в нем были лишь стены, пол и остекление. Команда выбрала неинвазивный подход, то есть полное сохранение уникального характера помещения: «Мы потратили примерно месяц на то, чтобы проверить каждую плиточку с альпинистом, который вручную стучал по каждой из них, чтобы в какой-то момент никому ничего не упало на голову»

Как и вся территория «Кристалла», проект fābula быстро развивается, не ограничивая себя выставками. «Большое современное искусство стремится к синкретичности жанров. Поэтому нам тоже это интересно: пробовать делать гибрид между Дворцом культуры и галереей, совмещать разные форматы», — говорит Алина. 

fābula не про белые стены и глянец. Здесь ставят оперы, показывают перформансы, презентуют кассеты и собирают музыкальные тусовки. 

«Нам захотелось развивать завод, потому что там есть совершенно необыкновенное курортное ощущение. Внутренний двор с фонтаном, радио, которое играет только на территории завода», — говорит Лена. У цеха, как и у «Кристалла», есть своя атмосфера. В fābula HQ действительно возникает ощущение, что ты находишься не только в выставочном пространстве, но и в галерее постиндустриальной эпохи, где бетон пропитан не только спиртом, но и новой жизнью.

«Кристалл» — крутой пример того, как можно не уничтожить прошлое, а взрастить из него будущее. Именно так появляется новая Москва, где под землей лежит история, а над ней танцуют люди.

Фото: 1 — персональная выставка Миши Гудвина Fate in the deck (Наталья Меликова); 2, 3 — персональная выставка Анастасии Антиповой «Я в углу принимаю душ при всех» (Вика Рос); 4, 8, 9 — AGANCORE OPERA | Тотальное звуковое таинство Насти Безруковой; 5, 6 — Clau*sa; 7 — вечеринка «ОР».

fomoteka
Подписаться: