«Каждый пиксель имеет право на собственную революцию» — художник Pixelboy
Пока город спит, Pixelboy украшает стены пиксельными картинами, оставляя баги в матрице урбанистической реальности. Его миниатюрные работы — это визуальные баги в застывшем мегаполисе, которые на секунду вырывают горожан из рутинного маршрута и напоминают, что порядок — это иллюзия.
Кто он такой? Неизвестно. Настоящее имя Pixelboy не раскрывает, интервью дает только в текстовом виде — короткими, образными фразами, будто общается не словами, а пикселями.
При этом его стиль узнают с первого взгляда, а за последние пару лет он успел создать муралы в Армении, собрал лояльную аудиторию в соцсетях и уже планирует проекты в Берлине и России. Но сам художник не спешит за популярностью, а лишь играет с городом в кошки-мышки, оставляя на стенах свои следы.
Автор FOMOTEKA Виктория Старостина поговорила с Pixelboy об уличном искусстве как форме вызова, вдохновении, пришедшем во сне, мечтах о Марсе и о том, почему даже маленький пиксель на стене в России уже бунт.
Иллюзия порядка, учеба на улицах и детские мечты
Как ты нашел свой стиль и почему решил создавать работы в виде пикселей?
Стиль — это не то, что находишь ты. Это то, что однажды находит тебя. Мозаика и пиксели пришли ко мне во сне. Я видел лица людей, разбитые на квадратики, как испорченный сигнал на экране старого телевизора. Тогда я понял: реальность состоит из фрагментов, и моя задача — собрать ее заново. На своих условиях.
Какая у тебя миссия как у художника?
Я собираю разбитый мир из цветных осколков. Моя миссия — напомнить людям, что порядок — это иллюзия, а хаос — мозаика Вселенной. Мы все — пиксели одного странного экрана: моргаем, исчезаем, снова загораемся.
А как ты научился этой технике? У тебя есть художественное образование?
Я учился у улиц, стен и кирпичей. Мое специальное образование — это стекло, клей и тысяча ошарашенных лиц прохожих. Свободный творческий процесс — единственная школа, из которой меня не пытались отчислить.
Когда ты только начинал создавать свои работы, ты знал о существовании художника Space Invader? Доводилось ли вам общаться?
Как не знать? Он — пиксельный пророк, первый космический захватчик городских стен. Мы не общались, но я чувствую его присутствие. Как два комара в одной комнате чувствуют друг друга, даже если свет выключен. Его работы — честь для уличного искусства. И я считаю, что каждый пиксель имеет право на собственную революцию.
Ты всегда хотел стать художником? Или в детстве у тебя были другие профессии мечты?
В детстве я мечтал быть алхимиком или дирижером облаков. Потом понял, что уличный художник — это и есть алхимик. Только вместо золота — стены города, вместо скрипки — клей, а вместо нот — пиксели.
А что делает дирижер облаков?
Весело наблюдает за ними.
Визуальные баги в Москве, теги по городу и муралы в Армении
Ты считаешь себя узнаваемым художником? Часто ли поступают предложения о выставках или коллаборациях?
Узнаваемым? Иногда меня узнают стены. Иногда случайный турист в Стамбуле. Предложения есть, но я всегда играю в кошки-мышки — мне нравится быть одновременно и известным, и неизвестным, как миф. Скажу так: я открыт к большой интересной выставке, только дайте мне пространство, и я заполоню его шедеврами.
А как появилась идея затегать Москву картинками из пикселей?
Москва — город, похожий на огромный зависший экран. Я решил добавить туда сбой, глюк, визуальный баг. Так, чтобы на сером бетоне вдруг засиял цветной квадрат, вызывая у людей странное ощущение, то ли это искусство, то ли ошибка системы.
Расскажи про процесс расклейки и выбор локаций.
Художник ночи действует как кот — бесшумно, внезапно и желательно без лишних разговоров с полицией. Локации выбираю сердцем и абсурдом: там, где серость особенно унылая, туда и летят мои пиксели.
Еще недавно ты создал масштабный мурал* в Армении. Как это было?
Армения — земля, где камни умеют говорить. Там есть два моих мурала. Я собирал рисунки как древнее пророчество: пиксель за пикселем, квадрат за квадратом, пока не родился образ, будто вынырнувший из ковра времен.
А эти муралы твоя инициатива?
Да, это полностью моя инициатива. Но не обошлось без финансовой помощи «Карт-бланш» (партизанского фестиваля уличного искусства. — Прим. ред.) и волонтеров, за что я всем очень благодарен. Второй мурал был коммерческий, в продолжение коллаборации с армянским вином.
Чем отличается жизнь художника за границей и в России?
За границей стены более терпимы к пикселям. Там реальность гибче, а улицы как будто сами приглашают нарушить их совершенство. В России все суровее, зато азартнее. Тут каждый квадрат — маленький бунт.
А как тебя встречают за границей?
Границы стираются быстрее, чем плитка отклеивается от стены. Встречают тепло, предложения есть, но я никогда не бегу за ними, просто оставляю след. А люди, если хотят, идут по нему.
Ты планируешь новые масштабные работы или выставки? Где они будут?
Планы — это скучно. Но по секрету: жду осени. Берлин. И, возможно, крупные проекты в России. Но, как говорится, если плитка не отклеится.
Потребность в ярких красках, Илон Маск и мозаика на Марсе
В каком направлении собираешься двигаться дальше?
Я двигаюсь туда, где бетон особенно мрачный, а люди нуждаются в ярких красках. Возможно, Южная Америка. Возможно, возвращение в Москву. Возможно, внутрь собственного подсознания.
Если бы не искусство, чему бы ты посвятил жизнь?
Я бы разводил улиток. Они тоже оставляют следы, только не такие яркие.
Есть работа мечты, которую ты еще не создал?
Конечно, хочу оставить огромную мозаику на Марсе. Илон Маск, свяжись со мной…
А среди уже созданных работ какая любимая?
В Тбилиси я оставил мозаику с глазами. Говорят, она следит за прохожими. Мне нравится думать, что это так.
Если бы в мире можно было сохранить только три цвета, что это были бы за цвета?
Черный, потому что он собирает все. Красный, потому что он живой. Белый, потому что он — пустота.
Ты сталкиваешься с FOMO?
Страха упущенных возможностей у меня нет. Все сложилось, как сложилось — из пикселей в форму жизни. Нет такого, что я стал тем, кем мечтал. Скорее я просто остаюсь собой.
Фото: обложка, 1–18, 22 — личный архив Pixelboy, 19–21 — Настя Осипова
____________________________________________
*Компания Meta, которой приннадлежит Instagram, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.