Посмеяться и поплакать от души: новый спектакль «Вещи и ущи» в «Практике»
3 мин. на чтение
Представьте: однажды утром вы просыпаетесь в теле лилипута, окруженного пластиковыми жилыми комплексами, и не можете выбраться из этого мира. Кошмар? Нет, это реальность, созданная на сцене театра «Практика».
Авторка FOMOTEKA Марина Крячко побывала на премьере спектакля-инсталляции «Вещи и ущи», где город и его жители представлены в перевернутой реальности: и масштаб, и логика, и само восприятие окружающего мира — все подчинено абсурду. А теперь делится своими впечатлениями — уже в мире привычных размеров.
Несмотря на то что сочинение петербургской поэтессы Аллы Горбуновой на сцену перенес петербургский режиссер Кирилл Люкевич, действие разворачивается в Городе М. (а не в С. и даже не в СПб). Если точнее — в типичном жилом комплексе с такими же типичными жителями. Единственное, масштаб всего вокруг — кукольный.
Кирилл Люкевич — один из самых заметных молодых режиссеров с питерским бэкграундом. Его театр — про людей, уязвимость и иронию. До «Практики» он уже ставил спектакли с участием детей, где тема памяти и взросления выходила на первый план. Но именно «Вещи и ущи» — его московский дебют. И он получился куда мощнее, чем просто «еще одна постановка».
Кирилл Люкевич
«Процесс был многоступенчатым: сперва обсуждали идеи, затем прорабатывали детали, потом работа с камерами и фигурками. На последнем этапе мы построили макет города, населенного этими необычными персонажами», — рассказывает режиссер.
В центре зала — детализированный макет спального района с многоэтажками, детскими площадками и трамваями. Все как у нас, но в масштабе 1:100. Камеры летают над макетами-человечками — актеры снимают их в реальном времени, играя с масштабом, и на экране вдруг вырастает жизнь — маленькая, трогательная, с битыми лампочками и чужими окнами.
В какой-то момент ты уже не просто зритель, а будто участник детской игры — наблюдаешь, сочувствуешь, а иногда и сам становишься частью происходящего. Главное — включаешься по полной и начинаешь рефлексировать.
Самое завораживающее — как сочетаются детская наивность и взрослая тревога. Ты смотришь на муляжи домов и людей, а ощущение — будто листаешь чей-то архив: у кого-то праздник, у кого-то годовщина смерти. Камеры то приближают, то отдаляют эту реальность, как будто разрешают заглянуть в чужие чувства, но не вмешиваться. Почти как в жизни.
«Нам показалось важным попробовать взглянуть на жизнь человека немного сверху и рассказать о каждом. Поэтому мы решили заселить героев в небольшой район одного большого города. Артисты здесь выступают как проводники, друзья, дети, которые играют и рассказывают о своих фигурках-людях», — продолжает он.
Это не совсем спектакль — скорее городская головоломка, в которую тебя мягко затягивают. Реальность трещит по швам: в воздухе клубится дым от вейпа, как сказочный туман, предметы вдруг начинают говорить, а диско-тарелка НЛО появляется прямо из-под потолка.
Помимо самого сюжета, есть еще один вопрос — что вообще такое «ущи»? Это не опечатка и не каприз дикции. «Ущи» — это такие неуловимые штуки, о которых впрямую не скажешь. Вроде и предмет, а вроде и чувство. У Горбуновой язык работает как поэтический механизм: ты не понимаешь — но чувствуешь. «Ущи» — это то, что остается, когда все «вещи» уже названы.
«У нас пока было только два спектакля — по нашему наблюдению, зрители с большим удовольствием подключаются к диалогу и пытаются вместе “докопаться до сути вещей или даже ущей”», — завершает Кирилл Люкевич.
Не помню, когда в последний раз сочувствовала историям таких маленьких, но таких важных героев. У каждого из них свое горе, будь то неразделенная любовь, утрата или потеря смыслов. Все это странным образом оказывается очень узнаваемым. Может, потому что они — это мы? Фоморейтинг: 9/10. Каждая история, пусть и длиной в пару минут, пробирает — и за счет минималистичных диалогов, и благодаря визуальному гипнозу. Ты вглядываешься в экран, а потом переводишь взгляд на сцену — и не понимаешь, где реальность, а где макет. Такой эффект параллельного зрения редко где работает так точно, как здесь. Единственное, хочется видеть больше сюжетов, ведь мир Города М. такой многослойный и (не)обычный.