Феофания Ладыгина

Предсмертные конвульсии бодипозитива: принимать свое тело больше не модно?

4 мин. на чтение

За 2024 год мы увидели, как плюс-сайз модели и селебрити резко теряют в весе (спасибо, Ozempic), а в мире тяжелого фэшн 94,9% всех образов весеннего сезона демонстрировались на моделях размеров от XXS до S. Журналисты The New York Times считают, что одежда просто не выглядит интересно на моделях с более пышными фигурами. И хотя суть движения не только про размер, конец бодипозитива в инфопространстве все заметнее.

Автор FOMOTEKA Феофания Ладыгина решила разобраться в истории тренда, причинах его упадка и бонусом предложить практики заботы о себе, чтобы не сойти с ума в эпоху сменяющихся эстетик. 

Текст писался поздним вечером с сэндвичем в руках было вкусно, и я старалась себя не ругать. А готовый материал борьба зумера против трендов. 

От истоков до заката 

Бодипозитив («бодпоз») — социальное движение, направленное на принятие тел любых габаритов и возможностей. Оно прошло три волны: от радикального fat-протеста в 60-х и антидиетных сообществ в 90-х к эре социальных сетей, где речь была уже не только о размере, но о принятии всех тел вне шаблонов. 

И хотя движение боролось за принятие любых тел всех гендеров и цветов, в истории оно запомнилось прежде всего дихотомией «плюс-сайз женщина VS XXS». Отсюда и желание Госдумы запретить «идеологию», продвигающую радикальные идеи медицинского ожирения. Очевидно, что в этом смещенном фокусе хочется обвинить СМИ, но не все так просто. 

«Теория установления повестки дня уточняет: вряд ли с помощью медиа можно указать людям, что думать, но точно можно подсказать, о чем размышлять, — комментирует культуролог и доцент БВШД Оксана Мороз. — Я думаю, спорить о канонах красоты проще и привычнее, чем всерьез говорить о принятии людей с признаками болезней или иной “неконвенциональностью”. Все-таки каноны красоты менялись часто, а вот системно побороть эйблизм (дискриминацию людей с заболеваниями. — Прим. ред.) оказалось гораздо сложнее».

Тренд в упадке — отсюда логичный вопрос: нас, потребителей, обманывали с самого начала, продвигая повестку, пока был спрос и деньги? 

Культуролог Оксана Мороз считает, что в развитии бодипозитивного движения сложно увидеть «стройную» историю. Кто-то делал на нее ставку, считая идею частью повестки diversity & inclusion (борьбы за разнообразие и инклюзию в производственных и креативных процессах. — Прим. ред.). Например, McKinsey & Company в 2015 году опубликовали отчет об этом относительно «новом», с их точки зрения, этически и бизнесово выгодном явлении. Хотя никакого централизованного обмана не было. Раньше тема поддерживалась cистемно сейчас ее называют «левацкой». К началу 2025 года десятки компаний — от Amazon до Microsoft — свернули соответствующие инициативы. И именно это привело к оттоку ресурсов на освещение проблематики. 

Ответственно заявляю как зумер: в Москве поздних 2010-х буллинга за внешность было немного. Возможно, стоит поблагодарить миллениалов, которые пытались нормализовать нестандартное. И хоть мой личный опыт и выборка Мороз, преподавательницы с 15-летним стажем, не вполне репрезентативны, игнорировать их невозможно. 

«Принимающий взгляд на мир все чаще оказывается дефолтным среди молодых взрослых. И хоть многие зумеры не считают себя частью бодпоз-движения это не так важно. Главное нежелание воспроизводить дискриминационные действия», резюмирует Мороз. 

Как отстать от своего тела?  

Мир меняется, но нестабильность модных веяний может ставить в психологический тупик: набрать VS сбросить вес, выщипать VS отрастить брови, удалить родимое пятно или смириться список можно продолжать бесконечно. Постоянное сравнение себя со стандартами интернета путь на психологическое дно. Так что же делать, чтобы отключиться от потока постоянного соответствия трендам? 

Лиза Михалева, диджей (DJ Don′t Judge) и соосновательница проекта про самоисследование Motivation Station, поддерживает идею бодинейтральности — восприятия тела не как объекта оценки, а как инструмента для жизни. Для поддержания ментального спокойствия она предлагает исследовать свои эмоции телесно.

«Важно оставаться в контакте с собой, несмотря на тренды. Например, я использую дыхательные практики и неформальные медитации, чтобы проживать стресс осознанно. Также я люблю свободное движение — танец без правил, где можно выражать эмоции без оглядки на чужие ожидания. Еще я практикую check-in с собой: спрашиваю, чем горжусь и за что благодарна. Это помогает ценить даже маленькие достижения», — говорит она.

Бодипозитив умер. Да здравствует бодипозитив!

Движение выгорело после трех волн, появление Ozempic сместило бодипозитивные слоганы и установило новую норму. «Бодипозитив для бедных, худоба для богатых», утверждает  Катя Колпинец, культуролог и автор книги «Формула грез. Как соцсети создают наши мечты».

И если под «смертью» воспринимать конец пропаганды медицинского ожирения, то это было логичным завершением эпохи. Однако возвращение противоположного тренда на экстремальную худобу — SkinnyTok’ и «героиновый шик» — не вызывает такого отторжения общественности, ведь тонкие силуэты — еще не забытое старое. Я росла с плюс-сайз кампейнами от Nike до героини Кэт из сериала «Эйфория», но все равно романтизировала дистрофию… 

Не зря французский философ Мишель Фуко еще в 1970-х предупреждал: наше тело — политическая единица. Сегодня это заметно как никогда: соцсети диктуют, как выглядеть, фармкомпании продают шоты для похудения, а бодипозитив, начавшийся как бунт, стал товаром.   

Звучит отстойно, но советую выдохнуть: любой ярлык и тренд загоняет в рамки, поэтому выход один вырваться из замкнутого круга меняющихся картинок.

Иллюстрации: Арина Артамонова

fomoteka
Подписаться: