Предсмертные конвульсии бодипозитива: принимать свое тело больше не модно?
За 2024 год мы увидели, как плюс-сайз модели и селебрити резко теряют в весе (спасибо, Ozempic), а в мире тяжелого фэшн 94,9% всех образов весеннего сезона демонстрировались на моделях размеров от XXS до S. Журналисты The New York Times считают, что одежда просто не выглядит интересно на моделях с более пышными фигурами. И хотя суть движения — не только про размер, конец бодипозитива в инфопространстве все заметнее.
Автор FOMOTEKA Феофания Ладыгина решила разобраться в истории тренда, причинах его упадка и бонусом — предложить практики заботы о себе, чтобы не сойти с ума в эпоху сменяющихся эстетик.
Текст писался поздним вечером с сэндвичем в руках — было вкусно, и я старалась себя не ругать. А готовый материал — борьба зумера против трендов.
От истоков до заката
Бодипозитив («бодпоз») — социальное движение, направленное на принятие тел любых габаритов и возможностей. Оно прошло три волны: от радикального fat-протеста в 60-х и антидиетных сообществ в 90-х к эре социальных сетей, где речь была уже не только о размере, но о принятии всех тел вне шаблонов.
И хотя движение боролось за принятие любых тел всех гендеров и цветов, в истории оно запомнилось прежде всего дихотомией «плюс-сайз женщина VS XXS». Отсюда и желание Госдумы запретить «идеологию», продвигающую радикальные идеи медицинского ожирения. Очевидно, что в этом смещенном фокусе хочется обвинить СМИ, но не все так просто.
«Теория установления повестки дня уточняет: вряд ли с помощью медиа можно указать людям, что думать, но точно можно подсказать, о чем размышлять, — комментирует культуролог и доцент БВШД Оксана Мороз. — Я думаю, спорить о канонах красоты проще и привычнее, чем всерьез говорить о принятии людей с признаками болезней или иной “неконвенциональностью”. Все-таки каноны красоты менялись часто, а вот системно побороть эйблизм (дискриминацию людей с заболеваниями. — Прим. ред.) оказалось гораздо сложнее».
Тренд в упадке — отсюда логичный вопрос: нас, потребителей, обманывали с самого начала, продвигая повестку, пока был спрос и деньги?
Культуролог Оксана Мороз считает, что в развитии бодипозитивного движения сложно увидеть «стройную» историю. Кто-то делал на нее ставку, считая идею частью повестки diversity & inclusion (борьбы за разнообразие и инклюзию в производственных и креативных процессах. — Прим. ред.). Например, McKinsey & Company в 2015 году опубликовали отчет об этом относительно «новом», с их точки зрения, этически и бизнесово выгодном явлении. Хотя никакого централизованного обмана не было. Раньше тема поддерживалась cистемно — сейчас ее называют «левацкой». К началу 2025 года десятки компаний — от Amazon до Microsoft — свернули соответствующие инициативы. И именно это привело к оттоку ресурсов на освещение проблематики.
Ответственно заявляю как зумер: в Москве поздних 2010-х буллинга за внешность было немного. Возможно, стоит поблагодарить миллениалов, которые пытались нормализовать нестандартное. И хоть мой личный опыт и выборка Мороз, преподавательницы с 15-летним стажем, не вполне репрезентативны, игнорировать их невозможно.
«Принимающий взгляд на мир все чаще оказывается дефолтным среди молодых взрослых. И хоть многие зумеры не считают себя частью бодпоз-движения — это не так важно. Главное — нежелание воспроизводить дискриминационные действия», — резюмирует Мороз.
Как отстать от своего тела?
Мир меняется, но нестабильность модных веяний может ставить в психологический тупик: набрать VS сбросить вес, выщипать VS отрастить брови, удалить родимое пятно или смириться — список можно продолжать бесконечно. Постоянное сравнение себя со стандартами интернета — путь на психологическое дно. Так что же делать, чтобы отключиться от потока постоянного соответствия трендам?
Лиза Михалева, диджей (DJ Don′t Judge) и соосновательница проекта про самоисследование Motivation Station, поддерживает идею бодинейтральности — восприятия тела не как объекта оценки, а как инструмента для жизни. Для поддержания ментального спокойствия она предлагает исследовать свои эмоции телесно.
«Важно оставаться в контакте с собой, несмотря на тренды. Например, я использую дыхательные практики и неформальные медитации, чтобы проживать стресс осознанно. Также я люблю свободное движение — танец без правил, где можно выражать эмоции без оглядки на чужие ожидания. Еще я практикую check-in с собой: спрашиваю, чем горжусь и за что благодарна. Это помогает ценить даже маленькие достижения», — говорит она.
Бодипозитив умер. Да здравствует бодипозитив!
Движение выгорело после трех волн, появление Ozempic сместило бодипозитивные слоганы и установило новую норму. «Бодипозитив — для бедных, худоба — для богатых», — утверждает Катя Колпинец, культуролог и автор книги «Формула грез. Как соцсети создают наши мечты».
И если под «смертью» воспринимать конец пропаганды медицинского ожирения, то это было логичным завершением эпохи. Однако возвращение противоположного тренда на экстремальную худобу — SkinnyTok’ и «героиновый шик» — не вызывает такого отторжения общественности, ведь тонкие силуэты — еще не забытое старое. Я росла с плюс-сайз кампейнами от Nike до героини Кэт из сериала «Эйфория», но все равно романтизировала дистрофию…
Не зря французский философ Мишель Фуко еще в 1970-х предупреждал: наше тело — политическая единица. Сегодня это заметно как никогда: соцсети диктуют, как выглядеть, фармкомпании продают шоты для похудения, а бодипозитив, начавшийся как бунт, стал товаром.
Звучит отстойно, но советую выдохнуть: любой ярлык и тренд загоняет в рамки, поэтому выход один — вырваться из замкнутого круга меняющихся картинок.
Иллюстрации: Арина Артамонова