«Театр должен кусать, должен делать больно» — режиссер и блогер Настя Паутова
Настя Паутова — почти идеальная героиня современного Петербурга: в один день она ставит авторский спектакль «Мать», билеты на который разлетаются за несколько часов, и ведет уединенную жизнь — с пешими прогулками и одиночными походами в кино. А в другой придумывает мемы с классиками литературы и кино, которые набирают миллионы просмотров в соцсетях.
Однако при этом Настя производит впечатление немногословного человека, к внутренней глубине и мыслям которого почти невозможно подступиться. Но мы попробовали!
Автор FOMOTEKA Виктория Старостина поговорила с Настей Паутовой о мемах с Бродским, кусающемся театральном проекте POVOD.OVOD и о том, как проснуться знаменитой после одной бессонной ночи.
Мемы про Бродского, документализм и душный Тарковский
Ты себя определяешь скорее как блогера или как режиссера?
Скорее как человека, ищущего форматы для высказываний. В моем случае они не ограничиваются мемами и режиссурой.
Как появились мемы с Бродским?
В середине учебы на режиссуре случился COVID-19. Вся моя энергия, которую нужно было тратить на придумывание этюдов на литературной основе (это упражнение в режиссуре: берешь текст и делаешь отрывок с актерами), тратилась впустую. И вот в одну из бессонных ночей, залипая в телефоне, мне в голову пришла мысль: «А что, если сделать мемы с Бродским?»
Такой вот этюд на литературной основе. Дальше все как в тумане: репосты, восторги, резкий прирост подписчиков, интервью, знакомства и так далее.
А что означает название аккаунта @llllllll1111llllllllll?
Один мой знакомый, узнав, что я придумала этот аккаунт на 11-й линии Васильевского острова, предположил, что истоки названия связаны с этим. На данный момент это самое логичное объяснение тому, что сделало мое подсознание в момент создания аккаунта.
Почему ты вообще решила делать блог с мемами?
Формат мемов всегда был мне близок. Еще со времен демотиваторов… Как такового решения делать из этого блог не было — все произошло органично. И происходит по сей день.
По какому принципу ты выбираешь героев для мемов?
Я беру тех, кого люблю, или тех, с кем есть документальный материал.
Для меня важно использовать в качестве материала именно документальные вещи — в этом есть жизнь, элемент случайности. Будь то запись квартирника группы «АукцЫон», выпивания Джозефа Б. (Иосифа Бродского. — Прим. ред.) в «Русском самоваре» (ресторан русской кухни на Манхэттене. — Прим. ред.), блуждания Александра Пятигорского по кладбищу — не важно. То есть важно! Но главное — документальные кадры.
При этом ты чаще работаешь с хроникой, чем со свежими интервью. Почему?
Николай Солодников для вас шутка какая-то?! На самом деле есть современники, которые просят не использовать их в качестве героев мемов. Во избежание конфликтов беру тех, с кем можно все «согласовать», только приехав на Сан-Микеле, Сент-Женевьев-де-Буа или Монпарнас.
И кто же твой самый любимый герой?
Это как спрашивать, кого из детей ты любишь больше всего. Этот аккаунт — мой дневник. Я могу объяснить каждый свой мем и рассказать, в какой период он был придуман и чем или кем я жила на тот момент.
А кто самый главный душнила в русской культуре?
Конечно, Андрей Арсеньевич [Тарковский]!
Популярность, материнство и 20 тысяч шагов по Петербургу
Cейчас нередко охваты и медийность становятся важнее, чем личность и талант. Например, при выборе актера на главную роль. Что думаешь об этом?
Не знаю. В кино меня никто не берет, хотя весь кейс для этого имеется: и медийность, и образование. Я даже еще не сильно старая.
О чем тебе интереснее всего вести диалог с аудиторией?
В блогинге есть такая штука: ты спрашиваешь у аудитории: «Какой контент вам интересен?» Люди пишут: «Петербург», «мотивация», «вдохновение», «красиво видишь мир» и так далее. Но по большому счету нас всех тянет к энергии друг друга. И через блог это особенно чувствуется. Как говорится, немного метафизики в это интервью.
А в чем суть твоего блога?
Мне просто нравится его вести. Моя подруга как-то сказала: «Я себя заставляю сделать сторис». А я, наоборот, иногда заставляю себя их не делать!
Тебя часто узнают на улицах?
Недавно я была в путешествии. Брела с грустным лицом по Венеции. И меня, запыхавшись, остановила девушка: «Очень рада вас встретить!» Такой же случай был, когда другая девушка бежала за мной по всему Литейному проспекту, а догнав, начала ругаться, почему я так быстро хожу. Почему-то за мной бегают только девушки… Надо подумать об этом.
Так что узнают довольно часто и в самых неожиданных местах. Всегда очень интеллигентно и вежливо благодарят.
Важно ли разделять личный блог и рабочий?
В @llllllll1111llllllllll существует свой формат, и мешать его с личным не хочется. Однако каждую пятницу я веду сторис и открыто общаюсь с большой аудиторией.
Если судить по личному блогу, кажется, что ты живешь уединенно. Это так?
У меня довольно узкий круг близких людей. Но выйти вечером выпить в баре я не откажусь, ибо где же еще встретишь умных людей… Что касается каких-то вечеринок: здесь тоже предпочту квартирник у друзей или знакомых. Мне не сильно интересны мероприятия, куда ходят просто посветить лицом.
Ты больше про FOMO или про JOMO?
Мой внутренний аккумулятор заряжается от уединенного времяпрепровождения. Поэтому у меня есть бассейн, бег, чтение, прогулки по 20 тысяч шагов по Петербургу и походы в кино в одиночестве.
Что ты боишься упустить больше всего в жизни?
Я, конечно, могу представить себя в 60 лет без семьи, но мне бы хотелось пережить опыт материнства. На данный момент я ощущаю себя ребенком во всем и представить ответственность в виде младенца пока не могу — здесь на арену выходят все мемы про миллениалов. Всему свое время… Но часики тикают.
Если бы не режиссура и блог, чему бы ты посвятила себя?
Искала бы форму для высказывания. Скорее всего, через искусство. У меня есть пленочная камера, на которую я снимаю уже четыре года. Пишу картины, увы, не обладая техникой вопреки учебе в художественной школе. Пишу квазидокументальные тексты, один даже дорос до читки в челябинском театре. Называется «Пиявки».
Поступив на режиссуру, мне повезло научиться ремеслу и начать хоть что-то делать профессионально. За это навсегда спасибо моему мастеру Льву Эренбургу. Без него я бы ставила спектакли, но они были бы значительно хуже.
От The Sims до режиссуры, проекта POVOD.OVOD и кусающегося театра
Как ты решила начать заниматься театром?
Театр пришел в мою жизнь в 2007 году, когда в родном городе [Севастополе] я начала заниматься в самой обычной театральной студии. Тогда же детские мечты стать дизайнером интерьера, навеянные игрой The Sims 2, растворились в желании заниматься более живым искусством.
Сразу после школы я телепортировалась в Санкт-Петербург, где четыре года училась на актерском факультете в мастерской Михаила Самочко. На третьем курсе у нас была режиссерская лаборатория. Сделав свой первый небольшой спектакль, я поняла, что мне интересно создавать собственные миры. Потом был перерыв и поиск себя. А затем театральная академия и курс Льва Эренбурга при Небольшом драматическом театре.
Расскажи про проект POVOD.OVOD. Что значит это название?
Это мой независимый театральный проект, который пока что имеет в репертуаре только один спектакль — «Мать».
Само название POVOD.OVOD — это производное от моей фамилии Паутова: «паут» или «овод». Насекомое такое. На одной из репетиций актеры шутили, что они «оводцы», после родилась фраза «Театр овод — найдите повод». А еще назвать театр словом, обозначающим кусающееся существо, это про то, чего хотелось бы от театра вообще. Театр должен кусать, должен делать больно, чтобы провести человека к катарсису.
Во мне спектакль «Мать» поднял целый пласт страхов — от материнства до потери близких. Почему ты решила заговорить именно на тему проживания потери? И как тебе удалось так точно совместить комедию и трагедию?
Просто я гений. Шучу. Мой мастер Лев Эренбург всегда учил нас контрапункту. На самом деле им наполнена вся жизнь: когда мама рожала меня жарким августом в плюс 30 градусов, пьяные мужики под окнами пели: «Ой, мороз, мороз… ». Все — из жизни. Дальше дело за малым — перенести это на сцену.
Какие перспективы развития у современного театра в России?
Поверхностно скажу: хоронить русский театр бессмысленно. Он будет существовать как минимум в жизни.
Тогда попробуй описать свой идеальный формат театра или театр будущего.
Я бы хотела, чтобы POVOD.OVOD получил собственное пространство в Петербурге, оброс репертуаром. И чтобы команда росла и вбирала в себя разных художников.
Но я могу мыслить только в контексте того, что делаю сама. Что будет с театром в целом — не знаю. Но он точно будет.
Есть ли в мире режиссер, с которым ты мечтаешь поработать?
В кино — Ларс фон Триер, в театре — Андрей Жолдак.
О чем будут твои новые спектакли?
Мы начали репетировать новую историю, которую планируем выпустить зимой. Скажу так… настроения — апокалиптические.
Фото: обложка, 1–2 — Миша Павловский, 3–4 — Соня Эпштейн, 5–8 — Настя Паутова, 9 — личный архив, 10–14 — Екатерина Малыгина