search Поиск Вход
, 2 мин. на чтение

Дом недели: здание театра «Модерн» на Спартаковской площади

, 2 мин. на чтение
Дом недели: здание театра «Модерн» на Спартаковской площади

В том месте, где Переведеновский переулок выходит к Третьему транспортному кольцу, возле северного въезда в Лефортовский тоннель, находится самое известное здание района — театр «Модерн». Правда, старожилы на вопрос, как пройти к «Модерну», часто переспрашивают: это ко дворцу пионеров, что ли?
И это часть истории здания, поскольку в советское время в белокаменном особняке располагались дворец пионеров и библиотечный коллектор. А в соседнем здании на первом этаже был кинотеатр «Новатор», где в первые годы перестройки работал видеопрокат и показывали ранее запретные фильмы вроде «Рэмбо», «Живых мертвецов» и прочие радости «загнивающего» Запада.
Тогда театра «Модерн» в самом красивом здании площади еще не было. Но пройти мимо него, не поглазев на барельефы с атлантами, памятную доску о выступлении Ленина и разноцветные витражи, было просто невозможно.
На этой неделе Мосгорнаследие объявило, что здание на Спартаковской площади в ближайшее время будет отреставрировано. Кстати, здание является объектом культурного наследия федерального значения.
Поскольку раньше тут была Хлебная биржа, сейчас во дворе в первозданном виде сохранились бывшие хлебные лабазы, да и вообще, когда заходишь за фасад театра, попадаешь в другой мир — мир настоящей старой Переведеновки, где стояли подводы с мукой и зерном, шел торг, а местные мальчишки бегали за извозчиками.
С самого своего основания эта площадь была торговой. На карте она появляется впервые в 1838 году и называется «Переведеновский лесной двор». В 1852 году ее уже именуют Лесной площадью. Как следует из названия, торговали здесь лесным товаром. Это и понятно: район бывшего Сокольничьего поля интенсивно застраивался, и жителям Переведеновки были необходимы строительные материалы.
Все переменилось после строительства нынешнего Казанского вокзала (тогда Рязанская товарная станция). Склады вдоль железной дороги и новые лабазы на Переведеновке, которые в наше время переделаны и перестроены под офисные здания, стали заполняться зерном.
Хлебом в районе Переведеновки в основном занимались старообрядцы. У них и пекарни были, и булочные. Зажиточных купцов-старообрядцев здесь было много. Следы их пребывания заметны и сегодня. Так и возникла необходимость постройки новой Хлебной биржи, которая ранее располагалась на Болотной площади.
Хлебная биржа на тогда не Спартаковской, а Гавриковой площади открылась 16 октября 1911 года. На открытии присутствовал московский губернатор Джунковский. Район Переведеновки из бедного и нищего поселения послечумных и послепожарных беженцев-переселенцев превращается в зажиточный и бурно развивающийся патриархально-деревянный купеческий центр.
Строительству биржи предшествовал конкурс, в жюри которого вошли Шехтель и Мейснер. На конкурс поступил 21 проект, жюри выбрало работу Капитолия Дулина, которому в то время был всего 31 год. За свой проект он получил премию в шесть тысяч рублей.
После революции здание Хлебной биржи было экспроприировано. В нем разместили Дом коммунистического воспитания — детское учреждение, прообраз будущих домов пионеров.
В 1934–1935 годах его переименовали в Бауманский детский дом культуры, затем он стал называться Первомайским дворцом пионеров и школьников. В ДК работали театральный и хореографический кружки, а также кружки кройки и шитья, авиамоделирования, хорового пения и рисования. Среди тех, кто ходил в кружки дома пионеров, были Лев Дуров, Алла Ларионова и Ролан Быков.
В 1982 году дворец пионеров переехал в новое здание, а дом на Спартаковской площади пустовал целых пять лет, пока его не передали вновь созданному Московскому молодежному экспериментальному театру-студии, Театру на Спартаковской — творческому объединению, организованному выпускниками театрального училища имени Щепкина 1986 года. Уже первый спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» Людмилы Разумовской прославил молодую труппу.
Теперь мимо биржи спешат машины, рядом расположился китайский ресторан «Три мудреца», где постоянно стоит не менее десяти автобусов с китайскими туристами, а в театр по вечерам можно попасть только в костюмах и вечерних платьях. Нынешний руководитель «Модерна» Юрий Грымов ввел дресс-код. Остальным возвращают деньги за билеты.
А дом остается главным на площади, несмотря на все новостройки. Он ведь таким и задумывался.