search Поиск
Редакция Москвич Mag

Вышла книга об истории самых оригинальных станций московского метро

2 мин. на чтение

У создателей ушло два года на то, чтобы собрать все истории подземки в одном издании — «Московское метро. Архитектурный гид».

Автор текста Евгения Гершкович раскопала немало интересного, в том числе, например, что за прокладку подземных транспортных коммуникаций взялись довольно поспешно, еще до прояснения полной гидрогеологической картины московских недр. Столичным метро пришлось заниматься харьковским горным инженерам, оказавшимся более компетентными и наработавшими колоссальный строительный опыт.

«1931 год. Деревня двинулась в город. Москва буквально распухала от миллионов жителей. Транспортная система с притоком населения уже не справлялась. Перегрузка магистралей, систематические заторы и трамвайный коллапс ускорили, наконец, решение вопроса об уходе под землю, иными словами, о строительстве метро, “главном средстве быстрых и дешевых людских перевозок”, дискуссия о котором велась в России с начала ХХ века, а проекты долго оставались на бумаге. “Железный нарком” товарищ Лазарь Моисеевич Каганович провел решение на июньском Пленуме ВКП(б) и дал старт великой стройке. 10 декабря 1931 года во двор дома 13 по улице Русаковской около Сокольников пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю», — рассказывается в самом начале гида.

Благодаря книге, в том числе, можно будет разобраться, чем московское метро отличается от других. Оказывается, до появления метро в Москве в мире было всего три метода проходки тоннелей: «берлинский» — открытый, где котлован рылся на поверхности улицы; «парижский» — без вскрытия улиц, при помощи неглубоких шахт с проходкой тоннелей горным способом, и самый дорогостоящий, «лондонский» — без вскрытия улиц, с проходкой щитом и котлованами глубиной до 20 метров.

В. А. Веснин, Е. С. Демченко, С. В. Лященко, С. Ф. Зебек. Проект станции «Павелецкая», 1938.

«Ни один из вариантов для подземных условий Москвы не подходил, требовались их комбинация и индивидуальный подход при прокладке каждой трассы», — пишет Гершкович.

Впрочем, в книге собраны не только исторические описания и предпосылки создания. Есть и палеонтологические: про моллюсков и аммониты, встречающиеся в каменных стенах, и про униформу по дизайну Виктории Андреяновой.

И. А. Фомин, соавтор Н. Н. Андриканис. Проект станции «Красные Ворота», 1934.

У соавтора издания архитектурного фотографа Алексея Народицкого был пропуск в подземку, благодаря которому он снимал по ночам или на рассвете еще пустые станции. Поэтому в книге наряду со старыми фото и рисунками есть и современные кадры.

Книга только что вышла в издательстве «Кучково поле» и будет представлена на ярмарке Non/fiction 2 декабря.

Фото: «Любовь Орлова выступает перед строителями на Бауманской», иллюстрации предоставлены Е. Гершкович 

Подписаться: