Много лет жители Басманного района буквально заваливали управу и мэрию письмами с одним вопросом: что станет с конструктивистским гаражом на Новорязанской улице?
И основания для столь часто повторяемого вопроса и волнений были. Одно время вообще шла речь о сносе здания, которое по праву считается одним из самых интересных строений советского периода не только в отдельно взятом районе города, но и в стране.
Знаменитый архитектор Константин Мельников построил всего четыре гаража. И тот, что на Новорязанской¸ 27, стоит особняком наравне с не менее известным бахметьевским, где раньше был музей «Гараж», а теперь Еврейский музей и центр толерантности.
И вот на днях градостроительно-земельная комиссия мэрии приняла окончательное решение — в Гараже грузовых машин будет создан музей «Московский транспорт». (Пока этот музей находится на Рогожском Валу. В нем можно увидеть старинные автомобили, городской общественный транспорт, а также специальную технику — всего около 260 экспонатов).
Даже если вы никогда раньше не были на Новорязанской улице, вы сразу узнаете это место и сам гараж, настолько он необычен и в то же время удивительно привлекателен своими формами и архитектурным решением.
Для местных жителей долгие годы он ассоциировался с автобусным парком, а потом, когда тот закрылся, горожане забили тревогу, опасаясь, что лакомое место в самом центре города отобьют очередные богатые строительные компании. Но зря волновались, все кончилось хорошо.
Площадь земельного участка возле гаража — 1,81 га. Само здание — объект культурного значения. Его построили в 1929–1931 годах. Первоначально гараж был предназначен для грузовых автомобилей Московского коммунального хозяйства (то есть поливальные машины, бетономешалки и т. д.). В 1948 году его перепрофилировали. На его базе создали 4-й автобусный парк, переведенный, кстати, из бахметьевского гаража. До 2017 года здесь ночевали автобусы, которые обслуживали городские маршруты столицы.
Исторические здания гаража хотят восстановить, а также построить новые здания общей площадью 9,3 тыс. «квадратов». Но волноваться не стоит: новые здания будут возводить вне зоны объектов культурного наследия.
Чем же интересен гараж кроме того, что это памятник архитектуры советского авангарда? Кроме Мельникова в его строительстве принял участие и инженер Владимир Шухов, которого мы все прекрасно знаем, прежде всего по башне на Шаболовке.
Все новшества того времени Мельников и Шухов воплотили в своих детищах. При этом надо понимать, что Шухову было уже за 80 лет, но он увлекся идеей Мельникова, и вместе они сделали очень интересный проект.
Для нового гаража на Новорязанской улице был отведен небольшой клиновидный участок земли. Вопреки ожиданиям Московского коммунального хозяйства прямоточной системе расстановки Мельников предпочел более экономичную тупиковую. По причине небольшого размера участка строительства гараж был решен в форме подковы, вдоль изгиба которой расположились парковочные места для грузовиков. Такая система позволила компактно разместить максимальное количество автомобилей и еще обеспечить их беспрепятственный въезд и выезд.
Это было важно, поскольку число грузовых автомобилей в те годы выросло. В 1924–1925 годах Московское коммунальное хозяйство заказало партию немецких грузовых машин для городских нужд. К началу 1928 года их количество достигло 290 штук. Для их размещения и потребовалось построить гараж.
Главный фасад здания, выходящий на Новорязанскую улицу, был устроен в виде нескольких кирпичных выступов килевидной формы, которую мы сразу замечаем и сегодня. В торце каждого выступа располагалось по паре ворот — для разнонаправленного движения автотранспорта. По замыслу Мельникова автобусы попадали из гаража прямо на проезжую часть.
Шухов же разработал несущие конструкции, не требовавшие большого количества опор. Это помогло увеличить вместительность здания. «Стальные фермы по моей просьбе были спроектированы лично Шуховым, — вспоминал Мельников. — Я, как новатор, был им принят и обласкан большим трогательным вниманием. Владимир Григорьевич усадил меня на диван, а сам стоит, восьмидесятилетний. Не о гараже, который я ему привез, шла речь о красоте: и с каким жаром объяснялась им игра сомкнутых и разомкнутых сводов русских церквей!»
Уникальные перекрытия сохранились в рабочем состоянии до сих пор и хочется верить, что таковыми и останутся. Кстати, архитектурное и инженерное решение гаража заметил еще один известный авангардист — Александр Родченко. Он сделал серию фотографий, которая была опубликована во французском журнале «Живая архитектура».
Через гараж прошли все марки советских автобусов. В 1968 году парк обслуживал 23 маршрута, а в начале нового тысячелетия — уже 27.
В 2009 году действующий автобусный гараж на Новорязанской улице был приватизирован бизнесменом Игорем Кесаевым. Он купил его для жены, которая хотела сделать там арт-центр. Но не сложилось, проект свернули.
Потом зданием заинтересовался ГМИИ имени Пушкина, Марина Лошак думала разместить в гараже хранилище. Опять с нулевым результатом. Музей архитектуры имени Щусева хотел открыть в гараже свой филиал — Центр авангарда. Это тоже осталось только проектом. Как, к счастью, и предполагаемый супермаркет.
В 2017 году Минкультуры и руководство национального комитета ИКОМОС рекомендовали гараж на Новорязанской улице для включения в список ЮНЕСКО.
Возможно, теперь у района появится новая точка культурного мировосприятия.
Фото: @Melnikov_museum