Мосгорсуд ликвидировал движение «Стопхам». Это хорошо или плохо?
Порождение движения «Наши» больше никому не нужно и, кажется, не опасно.
Они появились лет восемь назад и были заметны в Москве. Точнее, была заметна их продукция — огромные, в половину ветрового стекла, круглые наклейки с надписью «Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу!». Их активисты налепляли на машины, припаркованные с нарушениями правил вежливости и дорожного движения. Как правило, это были действительно хамские поступки, например парковки на тротуарах или газонах.
«Стопхам» возник как проект движения «Наши» и был зарегистрирован как НКО. Однако, как ни странно, из всех проектов этой организации, которая едва ли не в официальных документах называлась прокремлевской, именно он вызывал наибольшие симпатии в обществе — в отличие от движений «Сталь», «Местные», «Хрюши против» и прочих политтехнологических порождений. Хотя методы их работы были далеки от идеальных — они снимали владельцев машин на видео, нередко преследовали их, блокировали выезд машин. К тому же созданы они были, очевидно, как спойлер и противовес оппозиционному движению «Синие ведерки», которое занималось выявлением машин с мигалками (и ездящих на них чиновников), незаконно пользующихся спецсигналами.
Так или иначе, организации больше нет. Ее руководитель Дмитрий Чугунов рассказал, что рейды активистов продолжатся, а сама организация (в юридической форме) для осуществления этой деятельности им больше не нужна. Да, не нужна, как стали не нужны герои так называемой уличной политики тех лет — Василий Якеменко занимается бизнесом, его бывший пресс-секретарь Кристина Потупчик рецензирует книжные новинки. Дмитрий Чугунов входит в состав Общественной наблюдательной комиссии, которая следит за соблюдением прав арестантов, содержащихся в московских СИЗО. Неправильно припаркованные машины быстро находят инспектора Московской автодорожной инспекции. Так проходит слава мира.
Фото: Илья Питалев/МИА «Россия сегодня»