, 1 мин. на чтение

Московский зевака: Валерий Печейкин о праздниках, которые раньше были о будущем, а теперь о прошлом

В конце сентября на фестивале «Движение» в Омске покажут мой фильм «Красный день».

Я написал к нему сценарий, а режиссер Артем Фирсанов снял, смонтировал и выпустил. Это документальный фильм, в котором Москва едва ли не главный герой. Москва и Россия.

Фильм о том, что мы все так любим — городских праздниках.

Мы не только наблюдали, как они происходят сегодня, но и нашли крутую историческую хронику. Благодаря ей мы узнали, что произошло с нашими праздниками за эти сто лет.

Раньше, после революции, люди выходили на праздник, чтобы поговорить о будущем и призвать то, чего у них нет. Поэтому они выносили картонные фигуры тракторов, о которых мечтали и верили, что те изменят их жизнь. В будущем.

Сегодня наши праздники целиком о прошлом. Или о варенье. Только не говорите, что не помните этот великий московский фестиваль. Для кого его тогда проводили!

Мы празднуем великое прошлое, мы переодеваемся в костюмы великого прошлого, мы спорим, какая часть прошлого наиболее великая. На этом фоне праздник варенья выглядит невероятно прогрессивным, потому что он — про настоящее. Про здесь и сейчас. Пришли, поели, переварили, по…

Москва, пожалуй, единственный город России, который озабочен категорией будущего. Будущего не как вечности (многие российские города в будущем только вечность и ждет). Будущего как долгожданного новоселья, когда в этот строящийся город можно будет наконец въехать.

Москва формулирует будущее как вопрос: есть ли у ремонта конец?

И тут, как говорится, мнения разделились. Одни считают, что конец ремонта есть и его наступление — синоним земного рая. Мол, вот закончится ремонт, и пойдут по идеальной дороге наливные москвичи. Другие считают, что ремонт — это уловка, маска вечности, а значит, и ремонт вечен. Они считают, что нужно его прекратить и долго-долго-долго совещаться.

Но всякий раз в споре тех, кто за прошлое, и тех, кто за будущее, побеждают те, кто за варенье. Москвичи — это настоящие стихийные буддисты, которые знают, что важен не итог пути, а сам путь. И он может быть сладким. У урбанистов по усам течет, а им в рот попадает.

Голосуй за варенье, москвич!