Геннадий Устиян

Московский этикет: у нас принято опаздывать, а потом удивляться, почему плохо идут дела

3 мин. на чтение

У меня есть приятельница, которая, позвав гостей, скажем, к семи, начинает мне звонить ровно в 19.01.
— И где ты?
— Ээээ, иду.
— Ты опаздываешь, мы тебя ждем.
— Да, но вы же ждете не на улице под холодным дождем.

Это одна крайность московского гостевого этикета — когда вдруг кто-то односторонне отменяет правило, что редкий гость приходит ровно, когда звали — все равно раньше девяти все не соберутся.

Но есть и другая крайность — когда живущие в Москве люди опаздывают, когда ты действительно ждешь их на улице под дождем, в лучшем случае — в сухом и теплом кафе.

В Америке как-то провели эксперимент: выдали группе людей сто долларов, а потом час свободного от работы времени. Большинство участников эксперимента пошли в магазин и купили себе на сто долларов то, что не могли себе позволить из обычного бюджета. Но что касается свободного часа, участники провели его вполне бездарно, то есть ничего интересного об этом времени они вспомнить не смогли. Не то чтобы пошли гулять с ребенком, сходили в спортзал или напились с друзьями. Они провели его никак.

Что, согласитесь, странно: деньги — величина изменчивая. Если их в данный момент мало, их можно заработать. Или если их сейчас много, их можно быстро потратить.

Время же — величина постоянная и, главное, от нас не зависящая. По идее мы должны ценить время гораздо больше, чем деньги.

Но от людей логики ждать стоит не всегда. У меня есть знакомые, которые шлют сообщения «извини, задерживаюсь» минут через 15 после того, как должны быть на месте. Они совсем не ценят мое время, которое я уже никогда себе не верну и которое мог бы посвятить чему-то более приятному или полезному, чем сидеть и ждать.

Люди также часто не осознают, что быть пунктуальным полезнее для них же. Если вы приходите заранее на деловую встречу с незнакомым потенциальным работодателем в ресторан, где вы раньше не были, у вас есть время освоиться, выбрать столик, установить контакт с официантами и приятно удивить будущее начальство пунктуальностью. Не могу вспомнить, сколько было случаев, когда в Москве соискатели работы опаздывали на встречу больше «приличных» 10 минут, называя причиной, как дети в школе, переведенную через дорогу бабушку, пробки. Пробки в Москве! В 2018-м! Да вы что! Выйти из дома пораньше не пробовали? И как насчет просто рассчитать время?

У московских опозданий есть своя специфика. Питерские опоздания другие. Однажды коллега из Петербурга опоздала на встречу на час (!), объяснив это без малейших угрызений совести так: «Ой, зачиталась в автобусе, проехала до конечной». Наверняка читала Достоевского. Нет, у москвичей просто свои отношения с расстояниями. У меня был сотрудник, который при устройстве на работу порадовался: «Мне ехать всего 15 минут!», после чего каждый день опаздывал на 20 минут. Спустя какое-то время я его спросил: «Во сколько вы выходите из дома?» — «В 9.45». Выяснилось, что 15 минут занимала его поездка на метро, а 10 минут до метро и 10 минут после он не учитывал, потому что в Москве все, что в пределах десяти минут пешком, считается «рядом». Я ему посоветовал выходить из дома в 9.25.

Есть только три ситуации, когда опоздание, хоть и неприятное, терпится окружающими. Известно, что Элизабет Тейлор всюду приходила как минимум на два часа после условленного времени, а Мэрилин Монро вообще могла часов на пять опоздать на съемки. Слава, как и деньги, дает власть, фильму нужна звезда, так что коллегам оставалось только жаловаться, но мириться. Также известно, что всегда опаздывает президент Путин. Но и тут все понятно. Это уже чистая власть — у зависящих от него людей нет выбора, кроме как ждать.

Есть еще третья ситуация, когда опоздание допустимо. Когда женщина, зная, что ожидающий ее мужчина очень хочет с ней переспать, оттягивает момент встречи: пусть, мол, подождет, ожидание заводит еще больше.

Во всех остальных случаях опоздание недопустимо.

Подписаться: