Наше метро не самое большое и сложное в мире — всего 214 станций (для сравнения: в Лондоне — 270, в Париже — 380, в Нью-Йорке — 470!), но разрастается с огромной скоростью. За год появляется по 20 новых станций.
И вот к чему это приводит: тот, кто не живет в Зябликово, может и не знать о его существовании. Это не снобизм, которого, конечно, в Москве хватает. Это простая логика. Вы ведь можете не помнить, как зовут мужа вашей троюродной сестры, если вы его ни разу не видели.
Лет пять назад нам сообщили радостную новость: студия Артемия Лебедева выиграла тендер на ребрендинг метрополитена — новый дизайн карты метро и указателей. Тогда все мы еще думали, что Лебедев классный, и у него все получается как надо. Что же мы имеем теперь?
Заходишь в метро на «Тверской», чтобы проехать до «Новокузнецкой». По привычке ищешь глазами направление поезда на указателе: мол, я же в себе, ничего не перепутала, в сторону «Театральной» еду? А там внезапно «Алма-Атинская». Начинается паника: так, где я, в каком городе, куда я еду? Возвращаешься к указателю: может, мне в другую сторону? Нет — «Ховрино», точно нет.
То есть если завтра за «Ховрино» построят «Тютино», то жители Ховрино тоже не сразу сориентируются, в какую сторону им ехать.
Или: выходишь из вагона на станции «Кузнецкий мост» и видишь указатель — налево Рождественка, направо Лубянка. Только все дело в том, что нет такой станции «Рождественка», а «Лубянка» есть, и к Рождественке ты выходишь в город (раньше так и было написано: «Выход в город» и уже мелко: «к улице Рождественка»), а на «Лубянку» ты переходишь, потому что имеется в виду станция, а не улица. Каждый раз, когда вижу этот указатель, проверяю себя, в правильную ли я сторону иду.
Или: входишь в метро «Киевская» и видишь две стрелки. Первая указывает прямо — на станцию «Киевская». Вторая — направо, и тоже на станцию «Киевская»! Человек, который никогда не был в Москве и только что спустился с Киевского вокзала, сойдет с ума.
Почему нельзя было оставить, как было всегда? У нас всегда была очень удобная навигация. Только совсем недавно я узнала, что дизайн делал человек, который приехал в Москву уже в зрелом возрасте. Отдать его на растерзание людям, которые привыкли десятилетиями к старой удобной навигации, мы бы посмотрели на эту встречу с талантом.
А дизайнеры студии Лебедева знаете что говорят? «Мы вообще за пользу в дизайне». Вот уж помогли сориентироваться, спасибо.
Смешно, что студия Лебедева еще и в Питере ребрендинг метро сделала. Но это уже не наша боль, хотя сочувствуем.