Один из самых частых ответов на вопрос «Чего вам не хватает в Москве?» — «моря». И если географически город расположен не очень близко к теплым краям, это не мешает ему создать курортную атмосферу и даже стать в этом смысле законодателем трендов. Еще в прошлом году мэр Сергей Собянин рассказал про задумку «сделать открытые бассейны с подогревом в каждом районе», а недавно заявил, что к 2030 году таких локаций будет 125 вместо нынешних трех десятков. Совсем недавно в Южном Чертаново открылся фудхолл Gremm с круглогодичным бассейном на крыше и сопутствующей инфраструктурой. Его создатели не собираются останавливаться на одном таком проекте и уже готовятся строить похожие «островки Турции» в других спальных районах. О том, будет ли Москва курортным городом — в материале «Москвич Mag».
Город переходного типа
Из-за закрытия границ и целых туристических направлений москвичи уже не первый год активно осваивают городские зоны отдыха и пляжи, создание которых стало массовым бизнесом. Кажется, власти уверены, что городские аквакурорты могут стать альтернативой дальним путешествиям. Сергей Собянин, например, много говорит не только про открытые бассейны, но и про индустрию зимнего отдыха (прощай, Куршевель?). В частности, он пообещал «в 10 раз увеличить количество лыжных трасс с искусственным оснежением, которым не страшно глобальное потепление». По данным мэрии, «лыжные трассы, горки и снежные городки посещают 53 млн человек», а «каждый третий горожанин (или 4 млн человек) бывает на них регулярно».
Но не только внешние факторы последних двух с половиной лет влияют на трансформацию досуга горожан. Еще в 2019 году урбанист Григорий Ревзин писал про разворот мирового города к «курортной модели». Некогда мегаполис был центром индустриального производства, а для отдыха создавались «фабрики расслабления и удовольствий». В СССР эту роль играли города Черноморского побережья и Кавказских Минеральных Вод, куда трудящиеся массово направлялись в отпуск. Там буквально все — архитектура, общепит, транспорт, пляжи — формировало особую атмосферу, и до поры до времени никто не думал инсталлировать эту атмосферу в северные города-«предприятия». Но уже в 2010-е годы в силу социально-экономических трансформаций наметилась новая тенденция: индустриальные мегаполисы стали центрами финансовых организаций, высоких технологий, сферы услуг и прочего «постиндастриала». Москва тут оказалась в числе мировых лидеров по внедрению новых опций для горожан.
«Главный тормоз обмена — издержки на доверии. Агрессивная городская среда увеличивает эти издержки, поскольку порождает агрессию поведения. Соответственно, город-курорт, среда которого продуцирует разнообразные типы расслабленности, максимально и массово снижает эти издержки. Этот город, конечно, friendly до невыносимой степени, но именно это и требуется», — писал Ревзин.
Он приводил пример, как должно быть устроено пространство для работы жителя столицы в новых условиях: «Помимо основных рабочих мест следует предусмотреть места для отдыха — шезлонги и пуфики свободных форм. В офисе обязательно должны быть стойки на манер пляжных баров с кофемашинами, чаем и, возможно, другими напитками и легкими закусками. Стоит предусмотреть спортивную зону — пинг-понг, мини-гольф, возможно, фитнес. Обязательны душ и переодевалки. Покамест я еще не видел проектов офиса с открытым бассейном, но в будущем он, несомненно, появится».
Нечто похожее из прогнозов Григория Ревзина с некоторыми поправками недавно появилось. Возможно, в качестве некоей переходной формы. Как одноименные «дома переходного типа», которые строили в крупных городах СССР архитекторы-авангардисты 1920-х в качестве ступени к полному обобществлению и автоматизации бытовых процессов. Теперь же, наверное, пришло время говорить, что нечто подобное происходит с процессами досуга.
Чертановский опыт
Одним из примеров описанной выше тенденции стал фудхолл с водными развлечениями, который недавно появился возле метро «Улица Академика Янгеля». По сути, здесь можно почувствовать себя словно в далекой южной стране, оставаясь в черте города.
«Ты находишься как будто в бассейне в Анталье — здесь есть возможность и выпить коктейльчик или сок прямо в воде. Ты полностью повторяешь те ощущения, которые есть где-то далеко за границей. Но только не надо тратить много денег и времени на перелет», — рассказывают авторы идеи.
Курорт занимает новое здание на Варшавском шоссе, его площадь — более 8 тыс. кв. метров. Территория разделена на четыре функциональные зоны. На цокольном этаже находятся термы с парными, двумя бассейнами (взрослым и детским) и джакузи. Есть здесь спа-зона с массажными кабинетами и даже библиотека.
Первый и второй этажи предназначены под собственно фудхолл и рынок. Тут находятся 30 торговых точек, 35 гастропроектов и два ресторана. А на крыше здания организован 40-метровый всесезонный бассейн под открытым небом с панорамной парной и джакузи. Здесь же можно позагорать в шезлонгах, когда погода позволяет.
Новый курорт на юге Москвы — это детище Gremm Group, в их послужном списке Центральный рынок (на Рождественском и Маросейке), Усачевский рынок, «Рынок на Ленинском», а также Варшавские, Коптевские и Рублевские бани. Как рассказал «Москвич Mag» коммерческий директор компании Андрей Антропов, создатели проекта изначально создавали эту культуру отдыха, ориентируясь на круглогодичный режим работы.
Он добавил, что на одном фудхолле на Варшавском шоссе инвесторы останавливаться не собираются. В ближайшее время планируется создать 14 подобных объектов в Москве. Речь идет не просто про открытые бассейны, а про «полноценные комплексы с большим набором функций для отдыха».
«В нашем случае открытый бассейн — это только одна из составляющих. Большинство развлечений в городе сосредоточено в центре [города], а мы стремимся сделать так, чтобы полноценный отдых, разнообразие качественной еды и продуктов было доступно всем жителям. В основном мы стараемся организовывать наши объекты в спальных районах, наименее обеспеченных таким функционалом, как доступный семейный отдых. Первый наш подобный проект открылся на Варшавском шоссе, в непосредственной близости от станции метро “Улица Академика Янгеля”. Также мы планируем реализовывать подобные проекты в Перово, на “Спартаке”, в Очаково-Матвеевском, на Молодежной, на Каширском шоссе, на улице Лобачевского. Это густонаселенные районы, которые не имеют соответствующей инфраструктуры. Принципиально важным является легкая транспортная доступность комплексов, так как, по нашему замыслу, они должны позволить местным жителям получить весь спектр эмоций и ощущений от отдыха, как, например, на курорте где-нибудь в Турции, но при этом не тратя сколь-либо значимого времени ни на принятие решения об отдыхе, ни тем более на долгую логистику», — добавил Антропов.
По его словам, идея подобных объектов родилась после изучения мирового опыта. Например, в Лондоне жители пригородных районов едут отдыхать по выходным в город. Это, как отмечает Антропов, показалось довольно удивительной тенденцией, потому что в Москве совершенно другая практика: почти любой горожанин под отдыхом понимает выезд за город — на дачу, речку, море, в лес. Словом, куда угодно, но за город.
«Потом мы поняли, что все дело в инфраструктуре. В крупных мегаполисах мира — Лондоне, Сингапуре и Дубае — не обязательно выезжать, чтобы отдохнуть. Там местами можно не выходить из здания, чтобы оказаться в зоне, которая создает курортную атмосферу. С понятием “отдых” большинство людей ассоциируют несколько определенных критериев: тепло, вода, необычная еда, бар в бассейне, возможность расслабиться и порелаксировать. Этот функциональный набор мы решили соединить в определенном пространстве, которое мы называем Gremm. Различные тепловые процедуры, всевозможные парные — от хамама до русской парной, разнообразие водных процедур, любые зоны отдыха, включая настоящую библиотеку с камином, огромный бассейн на крыше с баром, специальная детская зона, многочисленные массажи, обертывания, оздоровительные процедуры», — рассказывает «Москвич Mag» Андрей Антропов.
В Gremm Group утверждают, что не встречали в других странах проектов, подобных тем, что они создают в Москве. Где-то в мире есть отдельные пространства для отдыха, термы, бассейны или термы с открытыми бассейнами, а где-то нет такой температурной разницы между летом и зимой. В этой связи Антропов рассказал и про ощущения от нахождения в открытом бассейне, связанные с климатическими особенностями России. По его словам, «чем холоднее погода, тем приятней находиться в теплой плавательной зоне».
«В холода минус 30–35 градусов невероятно приятно быть в воде, которая постоянно подогревается и находится на определенном температурном уровне — не сильно горячей, но комфортной, чтобы отдыхающий чувствовал контраст с температурой воздуха. Представьте себе: вы паритесь в бане, а затем резко выбегаете и прыгаете в снег — контраст температур создает уникальные ощущения. Тут разница температур между воздухом и водой в бассейне может доходить до 60–70 градусов», — добавил представитель Gremm Group.
Бассейны-курорты в других странах
Опыт создания открытых бассейнов с сопутствующим набором курортной инфраструктуры имеется в нескольких странах с климатом, который не назовешь мягким. Например, в Исландии они стали неотъемлемой частью повседневной жизни местных жителей. Но там важным фактором стала геологическая особенность островного государства — геотермальные источники, которые уже больше века используют для обогрева домов и купален.
«Посещать общественные бассейны или нежиться в природных источниках уже стало настоящей традицией. Вместо того чтобы пойти в паб или парк, исландцы предпочитают встречаться в местном водном источнике, чтобы обсудить последние сплетни, услышать новые и показать себя», — рассказывает исландский писатель и художник Хадльгримюр Хельгасон.
В Финляндии также есть общественные купальни, которые работают круглый год. К примеру, морской бассейн с подогревом Allas Sea Pool в Хельсинки. Рядом с ним имеются сауны, тренажерный зал и кафе.
Нельзя не сказать и про «Небесный бассейн» в Лондоне, который открыли в 2021 году. Прозрачная купальня расположена между двумя зданиями и висит над городом на высоте 35 метров. В дополнение к бассейну на крыше находятся бар, спа-центр и сад. Поплавать тут может не каждый — это, во-первых, занятие не для слабонервных, а во-вторых и в-главных, сам объект проектировался только для жителей жилкомплекса бизнес-класса Embassy Gardens.
При оригинальности идеи авторов проекта еще до его ввода в строй немало критиковали за то, что «ультраэлитный отдых» обеспечивается «оскорблением города, охваченного кризисом доступного жилья».
Но как бы такой вид отдыха ни сохранял черты пафосной элитарности, изменение городской цивилизации диктует новые правила. И опыт Москвы (как и других европейских столиц) все больше показывает, что «курортизация» урбанистического пространства — это для всех, а не для избранных.