search Поиск Вход
, 3 мин. на чтение

Больше, чем ТЦ: каким получился самый большой долгострой Москвы «Павелецкая Плаза»

, 3 мин. на чтение
Больше, чем ТЦ: каким получился самый большой долгострой Москвы «Павелецкая Плаза»

«Завершен самый большой долгострой Москвы», — такими словами Сергей Собянин в сентябре открыл главную часть парка на Павелецкой площади. Хотя вокруг продолжалась стройка, а торговый центр еще не подавал признаков жизни, я знал: настоящие открытия в Москве зачастую проходят незаметно, когда шумиха уляжется.

Так получилось и с «Павелецкой». Позавчера с площади, которую представляли как «ландшафтный парк», исчезли последние следы строительных работ, а под землей тихо заработал торговый центр «Павелецкая Плаза», успев все-таки запрыгнуть в уходящий поезд 2021 года, чтобы урвать кусочек предновогоднего ажиотажа.

Это был прыжок длиною в двадцать с лишним лет. Строить торговый центр у Павелецкого вокзала планировали с конца 1990-х. Первый вариант, представленный в начале нулевых, виделся во всех смыслах поверхностным: мы могли получить что-то наземное и безразмерное вроде «Атриума» или «Европейского», но с ужасающим названием «Матрешка Молл». Идея разместить торговые помещения под землей возникла позже, в 2003-м, однако строительство никак не клеилось: владельцы менялись несколько раз, а огороженная территория находилась в полном запустении — в какой-то момент здесь даже образовался дождевой водоем, который «Яндекс.Карты» то ли в шутку, то ли всерьез отмечали как озеро. Долгая выдержка, кажется, пошла проекту на пользу: в 2018 году территорию выкупил предприниматель Сергей Гордеев, который обязался достроить едва начатый торговый центр, но уже по совершенно новому проекту от американского бюро 5+ Design.

Сейчас, говоря о Павелецкой площади, обычно вспоминают вечный котлован, но за много лет до него здесь кипела все та же торговая жизнь: ряды на Зацепе были известны как минимум с XVIII века. В конце XIX века к площади протянули пути Павелецкой железной дороги и построили вокзал (в пять раз меньше существующего), окончательно закрепив транспортное назначение места. Торговую традицию сохранил Зацепский сельскохозяйственный рынок — по воспоминаниям Ролана Быкова, «чудо из стекла и фанеры», просуществовавшее до 1970-х, пока его вместе с окружающими строениями не снесли для расширения вокзала. Тогда с площади и исчезла торговля (во всяком случае, организованная), а теперь она возродилась в совсем другом виде под землей, в торговом центре «Павелецкая Плаза» — чуде из стекла и керамогранита.

Чтобы попасть в него, я ныряю в ракушку на площади и оказываюсь на нулевом уровне. Внутри первым делом бросается в глаза та самая потерянная привокзальная «плаза», то есть открытое пространство, которое с поверхности переместилось под землю. В небе, накрытом стеклянным колпаком с огнями-звездами, парит райская птица, а к площади через главный амфитеатр ведет тропа-лестница, заросшая растениями. Фотографирующиеся на ее фоне посетители намекают: это главный селфи-спот.

От центральной площади волнами расходятся коридоры с бутиками, и чем дальше отходишь от центра, тем меньше встречается открытых магазинов. Многие арендаторы, как это обычно бывает, просто еще не успели заселиться. В воздухе стоит запах только что оконченного ремонта.

Несмотря на будний день и местами апокалиптические пейзажи, посетителей на удивление много. Дефилируя по подземным коридорам, они засматриваются на огромные иллюминаторы на потолке, напоминающие кратеры. Эти штуковины обеспечивают доступ света с поверхности в Лунный город. Я опрашиваю посетителей, как им дизайнерское решение. Ответы вторят внутреннему голосу: дизайн «космический», то есть все очень нравится, а то, что мы находимся под землей, «совсем не ощущается» — даже на самом нижнем торговом уровне не теряется связь с поверхностью.

Но больше всего людей, конечно, собирают не иллюминаторы и не сияющие новизной магазины, а фудкорт. Набор корнеров здесь чуть более традиционный, чем хотелось бы (и половина из них еще закрыта): грузинская и вьетнамская кухня, пицца, суши, бургеры, блины и синнабоны. На этом фоне выделяются Soul in the Bowl, некогда резиденты исключительно гастромаркетов, и Osteria Mario с обособленной территорией. Из большой фастфудной тройки здесь заякорился только «Бургер Кинг». Общие столики на фудкорте заняты работниками близлежащих офисов, которые уверяют меня, что ждали открытия торгового центра весь год, и теперь у них праздник.

Удивительный контраст обнаруживается на выходе из ТЦ «Павелецкая Плаза», который ведет прямо в подземный переход. Здесь, под Садовым кольцом, идет уже совершенно другая торговля: кто очками, кто ивановским трикотажем, кто чехлами для смартфонов. Преодолевая ощущение «поворота не туда», я наконец поднимаюсь на крышу торгового центра — в парк, который таковым на самом деле не является.

На поверхности уже залит каток, стоит наряженная елка и светятся желтыми огнями деревья. За спиной шумит Садовое кольцо, снег заботливо прикрывает все недочеты строительства, а я начинаю понимать, почему вдруг оказался доволен открытием, казалось бы, очередного торгового центра. С ним у Москвы появилась первая за долгие годы окультуренная привокзальная площадь. Не с несуразной громадиной по центру, не с петлями автобусных выделенок, а с местом для отдыха. Яма стала «Ямой» — общественным амфитеатром, с трибун которого открывается вид на историческое здание вокзала. На этот раз здравый смысл одержал победу.

Теперь Павелецкий вокзал передает эстафету Рижскому — и там уже больше года идет стройка, надеюсь, не такая же вечная.

Фото: «Москвич Mag»