, 5 мин. на чтение

Было — стало: ВДНХ

Территория ВДНХ существенно изменилась за последние лет пять и будет продолжать меняться. Каждый год реставрируют павильоны, скульптуры и фонтаны, проводят фестивали и выставки. В конце прошлой недели после реставрации открылся павильон «Земледелие» (бывший «Украинская ССР») на Центральной аллее. «Москвич Mag» собрал мнения архитектурных экспертов о произошедших переменах.

Павильон «Земледелие», бывший «Украинская ССР»: 2000-е и после реставрации.

 

Илья Заливухин

руководитель градостроительной компании «Яузапроект», вице-президент Союза московских архитекторов, член правления Союза архитекторов России

Очевидно, что произошедшие изменения — это хорошо. В 90-х это был полный базар с точки зрения архитектуры и пространства с абсолютным невниманием к истории. И как только у Москвы появились средства, его решено было убрать и снова превратить ВДНХ в историческое место. Восстановить все то, что там было изначально. Мы все видим эти изменения, и было бы странно быть ими недовольными.

Другой вопрос — насколько научной была реставрация отдельных объектов. Фонтаны на ВДНХ я воспринимаю как фонтаны в Риме, которые должны быть восстановлены с сохранением ценных исторических черт, и после реставрации они не должны выглядеть как новые, им ведь 65 лет. Например, фонтан «Дружба народов», который был отреставрирован в этом году, создан в 1954 году.

Фонтан «Дружба народов»: 1990-е и после реставрации.

Видимо, это сложно — так восстанавливать, чтобы выглядело натурально, как Акрополь в Афинах. Он же тоже был весь цветной.

Фонтан «Каменный цветок»: 1990-е и после реставрации.

В общем, хотелось бы, чтобы реставрация была менее красочно-лубочная. Понятно, что на ВДНХ приезжают гости со всей страны и хочется на них произвести впечатление, но важнее, чтобы они увидели и ту историю, которая была в 1950-е годы. На этом ведь будут учиться следующие поколения. Они будут знать, что эти материалы — исторические, с ними работали в те годы. Пусть это даже не будет выглядеть так ярко и красочно, но мы бы ценили изначальные материалы. Этот же принцип переходит и на весь город: вместо того чтобы сносить дома и делать такие же, попробовать ценить каждую историческую стену, которую на самом деле можно сохранить.

ВДНХ — это выставка всего лучшего, что у нас есть в городе, поэтому тут и должна быть показана технология сохранения городских памятников.

Павильон №14 «Вычислительная техника» — «Азербайджан»: с реконструированным в 1967 году фасадом и после возвращения исторического облика.

Что еще важно — ВДНХ должна работать и приносить деньги в бюджет города, а не просто числиться на балансе. Катки и фестивали — это хорошо, но я о другом, о вовлечении этой территории в жизнь Москвы. Например, насколько вообще там нужен забор? Конечно, парк может быть закрыт для личного транспорта, но общественный транспорт вполне может там ходить, и не один маршрут, как сейчас, а больше. Это должна быть часть транспортной инфраструктуры города и района. Как например, территория вокруг МГУ.

Павильон №15 «Радиоэлектроника и связь» («Поволжье»): с модернистским фасадом 1958 года и в момент проведения реставрационных работ.

Там могут появляться современные студенческие общежития, чтобы там жила молодежь, какие-то современные IT-компании вроде «Яндекса» (чтобы было немножко похоже на «Сколково»). Чтобы это не было просто комплексом для прогулок, чтобы там была жизнь. Может, сдавать в аренду под современные качественные коммерческие выставки и мероприятия, устроить молодежный ко-ливинг.

Еще один вариант развития территории ВДНХ — велосипедным или пешеходным маршрутом связать ее с Сокольниками. Сейчас нельзя пройти из Сокольников к ВДНХ, минуя эстакады. Словом, хотелось бы сделать следующие шаги в развитии этой знаковой городской территории.

 

Иван Колманок

преподаватель МАрхИ, основатель и руководитель AIarchitects

ВДНХ перепрограммировали для молодежи, для семейного досуга — и это здорово. У парка появились современные смыслы. Создано много возможностей для спорта: воркаут-площадки, занятия по кросс-фиту в павильоне «Физкультура и спорт», спортивные бренды проводят тренировки на свежем воздухе.

Ушли от давно не существующей темы выставки достижений народного хозяйства. Убрали устаревшие магазины и палатки, вернули легкие уличные кафе и ресторанчики. Все выполнено в одной стилистике.

Павильон №13 «Армянская ССР» построен в 1939 году. В 1960-е дважды подвергался реконструкции, после чего был отдан под нужды «Здравоохранения». Масштабная реставрация частично вернула павильону довоенный вид. С апреля 2019 года — Музей Востока на ВДНХ.

Расчистили и обустроили пруды: теперь там интересно и безопасно гулять. Сохранили и традиционные форматы отдыха на воде — лодочную станцию в Останкинском парке. А на одном из прудов заканчивают монтаж оборудования для кабельного вэйкбординга.

Мне нравится идея сезонного благоустройства, когда огромная территория превращается зимой в каток, который входит в Книгу рекордов Гиннеса, кстати. С культурным наследием обошлись бережно, постарались — не Венеция, конечно, где каждый камень на замену должен браться из той же каменоломни, но тоже очень достойно.

 

 

Сeргей Никешкин

партнер и главный архитектор бюро «Крупный план»

ВДНХ появилась как аналог американских промышленных выставок и представляла собой концептуально целостный ансамбль, символизирующий мощь и процветание СССР. Это образец выдающейся архитектуры своего времени, последовательно развивавшейся от сталинского ампира до советского модернизма. То, что произошло с ВДНХ в 1990-2000-е годы, тоже отражало время: абсолютное нивелирование архитектурного значения, игнорирование исторического контекста, запустение территории, обветшание зданий, превращение памятника архитектуры в рынок низкопробных товаров и развлечений.

Павильон №11 «Металлургия» — «Казахстан»: с реконструированным в 1967 году фасадом и после реставрации, закончившейся в 2018 году.

С приходом новой команды ВДНХ преображается в соответствии с актуальными мировыми тенденциями. Грамотное зонирование увеличившейся территории, а также создание альтернативных маршрутов — экотроп, велодорожек — позволяет равномерно распределять потоки посетителей. Появляются новые функции и новые кластеры — образовательные, детские, развлекательные, спортивные, просветительские, культурные. В результате масштабная концепция благоустройства предполагает не только бережную и высокопрофессиональную реставрацию и восстановление исторических фасадов зданий, но и создание живого и при этом четко организованного пространства для людей.

Фото: пресс-служба ВДНХ, pastvu.com, mos.ru