В 1-м Сетуньском проезде, в районе пересечения двух важных городских магистралей — Третьего транспортного кольца и проспекта Генерала Дорохова, по проекту ADM architects построили комплекс из трех небоскребов Hide.
Совсем небольшой район Сетуньских проездов — удивительное место, до 1952 года они назывались переулками Загородного двора Воспитательного дома, по так называемой даче Николаевского сиротского института близ слободы Потылиха. Здесь располагались загородные владения этого благотворительного учреждения, от которого невероятным образом осталось одно здание, видимо, начала XX века, как раз напротив небоскребов Hide.
В 1960–1970-е годы район начали застраивать жильем, был даже 25-этажный экспериментальный дом, построенный по проекту Евгения Стамо. Он активно занимался опытами с жилыми зданиями, именно по его проекту построены два круглых дома, расположенных неподалеку. При этом район оставался изолированным и тихим местом, зажатым между двумя железными дорогами и рекой Сетунь. Сюда вела единственная дорога. За последнюю четверть века вдоль железных дорог появились две магистрали — Третье кольцо и проспект Генерала Дорохова. И вот наконец московские застройщики добрались до этого полусонного района. Раньше как было в нашем городе: панельные дома, расставленные с помощью так называемой свободной планировки, то сеть без привязки к фронту улиц, часто упирались в какой-нибудь пром. Теперь вместо прома застройка упирается в ограду каких-нибудь высоток, которые нависают над относительно малоэтажной застройкой. И хотя Hide примерно из этой серии, у него есть два важных отличия. В его постановке есть градостроительная логика — он построен не только в районе пересечения двух важных магистралей, но еще и при въезде в район, ближе к Москве-реке. Второе — он спроектирован бюро ADM architects. Бюро, возглавляемое Андреем Романовым и Екатериной Кузнецовой, отличается тем, что проектов у них мало, но каждый из них — событие. Это действительно современная архитектура, ADM architects творчески работают с городской средой, формой зданий, пластикой фасадов, отделочными материалами, что дает отличный результат.
Кажется, архитекторы применили в этом комплексе все возможные приемы с тем, чтобы образ одинаковых по высоте башен (150 метров, это 41 этаж) получился разнообразным, при этом выглядит это не как механическое соединение элементов, а как гармоничное высказывание.
Самая простая и статичная (на фоне других) — черная башня (черный не самый распространенный в московской практике цвет не только небоскреба, но и вообще зданий). Все простенки башни облицованы черными панелями, при этом они еще и вогнуты, что усиливает эффект черноты. Вторая башня, серебряная, уже сложнее, она начинается как кирпичная, а заканчивается как стеклянная. Такой эффект достигается за счет того, что в нижней части есть простенки, они повернуты под углом к окнам и облицованы под кирпич (на самом деле это алюминиевые кассеты). Постепенно «кирпичные» простенки становятся меньше, пока совсем не исчезают. И, наконец, золотая башня — самая сложная по силуэту и отделке, она активнее всего работает в панораме города. Ее закручивающаяся форма обогащена сложным фасадом, эркеры, обрамленные золотистым алюминием в шахматном порядке, чередуются с балконами с прозрачными ограждениями. При этом эркеры различные по глубине, например, в нижней части они не очень выражены, а в средней части — наоборот. Благодаря сочетаниям сложных форм и фасада башня получается почти живой, пульсирующей.
Башни отлично работают в городском силуэте, дополняя и обогащая его. Из их окон, прежде всего ориентированных на юго-запад, открываются замечательные виды на открыточные панорамы. Но, честно признаться, к своему непосредственному окружению Hide достаточно безразличен, хоть и не враждебен. Эту роль возьмет на себя еще один комплекс небоскребов (две башни, соединенные между собой мостом), который появится буквально в нескольких сотнях метров от Hide, на месте недавно снесенного добротного сталинского четырехэтажного здания конструкторского бюро «Энергоремонт». И если появление Hide можно объяснить хоть какой-то градостроительной логикой, то здесь она полностью отсутствует — это случайный участок в глубине Сетуньских проездов между жилыми домами и складами, совершенно не логичное место для небоскребов, да еще с яркой архитектурой. Но градостроительная логика обычно отступает, когда речь идет об участке в Раменках.
Фото: d-a.ru