На первый взгляд дела флагмана из Тольятти плохи. Цена Lada Vesta почти сравнялась с китайскими аналогами, а по технологиям и качеству отделки салона она отстает. Тем не менее, «Веста» остается в строю и без труда находит своих покупателей. За что же любят эту модель?
Возьмем лучшее, что есть сегодня в линейке АвтоВАЗа — седан Lada Vesta NG с мотором 122 лошадиные силы и автоматической коробкой передач. В салонах за нее просят чуть меньше двух миллионов. За сравнимые деньги можно взять неплохой китайский седан, например, Changan Alsvin или Geely Emgrand. Правда они будут на механике. Но и с вариатором тоже можно найти, например, Omoda S5 или Kaiyi E5. За похожую цену есть даже кроссовер Belgee X50. Ценник на китайцев не всегда честный. Часто он подвязан к трейд-ин и кредиту, но и поторговаться всегда можно, особенно когда ликвидируются прошлогодние остатки.
Дороги, климат и запчасти
Известно, что китайские производители дорабатывают свою продукцию под наши условия медленно и неохотно. А в тех редких случаях, когда все сделано как надо, возникают проблемы следующего уровня — например, с поставкой запчастей. На этом фоне Тольятти привлекает изначальной адаптацией к местной специфике и надежными каналами сервиса и ремонта, но это далеко не единственные плюсы.
Качество дорог и суровый климат — две темы, без учета которых продавать машины в России затруднительно. Первыми это поняли французы и буквально наводнили нашу страну недорогими моделями с крепкой подвеской и высоким дорожным просветом. Машины Renault уверенно ездили по ямам и сугробам, чем неизменно радовали своих владельцев. Французы ушли, но Vesta, которую разрабатывали с их участием, по традиции имеет приличный для легковушки клиренс: более 170 мм в стандарте и более 200 мм у кросс-версий. Обычный дорожный просвет для китайцев — всего 140-160 мм. На скоростных виражах низкий автомобиль лучше, но, когда едешь на дачу или пробираешься в заснеженном городском дворе, увы, очень плохо.
Вынужденная консервативность
Что касается моторов, то здесь продвинутые китайцы идут по общемировому пути, снижая вес агрегатов, уменьшая литраж и пытаясь выжать из имеющегося железа максимум с помощью турбины, иногда даже с изменяемой геометрией, и прямого впрыска топлива с высоким давлением. Суровые инженеры из Тольятти тоже рады были бы ставить на свои машины легкие и отзывчивые двигатели, нашпигованные последними технологиями, но санкции заставляют держаться старой школы. У топовой комплектации Vesta NG огромный по нынешним меркам мотор объемом 1,8 литра (у китайцев на сравнимых седанах максимум 1,5 л). При этом он чугунный и атмосферный. Никакого модного «фитнеса» и никаких повышенных нагрузок, потому что здесь «лайтовый» распределенный впрыск и нет турбины. Иными словами, мы видим здесь хоть и вынужденный, но вполне ощутимый запас прочности, что так ценят консервативные клиенты в России. «Тяжесть — это надежно», — говорил Борис Бритва, герой страстно любимого в нашей стране Гая Ричи, и в Тольятти с ним полностью согласны.
«Толстый» и «жирный»
Похожая концепция повышения ресурса реализована (опять же не планово, а из-за кризиса) в трансмиссии Vesta. До санкций модель комплектовалась вариаторами всемирно известной Jatco. Этот поставщик, следуя современным тенденциям, увлекся ультраоблегчением и ультрауменьшением. В результате дело дошло до снижения надежности при суровых условиях эксплуатации. В итоге все сошлось в одной точке — и санкции, и отказы — и тольяттинские закупщики нашли в Азии западозамещающую продукцию, правда, название держат в секрете, чтобы канал не прикрыли. Нам без разницы, какой это бренд, главное, что Vesta обзавелась более надежной автоматической трансмиссией со старой «толстой» конструкцией, в которой к тому же еще и в избытке масла, что защищает от перегрева.
Мода, легкость, хайтек
Что же китайцы? Их основное преимущество в том, что они быстро «берут» все самое современное и недорогое, что появляется в мировом автопроме, и молниеносно делают из этого нормальный продукт. Ловкость, с которой китайцы опережают даже европейцев, касается не только двигателей и трансмиссий, но и отделки салона. Интерьеры машин из Поднебесной сегодня отделаны гораздо приятнее, а порой даже моднее конкурентов.
Китайские автомобили умеют привлечь рядового пользователя легким характером шасси, стильным дизайном и большими яркими экранами. На этом фоне их реальной проблемой остается, пожалуй, только меню мультимедийной системы. Во-первых, в нем нет нормального русского языка и, боюсь, вообще никакого другого кроме китайского, поскольку они пользуются гугл-переводчиком и будут делать это еще долго. Во-вторых, они маниакальным образом переводят все функции управления из физических в виртуальные. На этом фоне наличие кнопок подогрева сидений, руля и лобового стекла в «Весте» остается огромным плюсом. Хотя и к такому и идиотизму привыкаешь.
Бизнес-стратегия 1812 года
Российская автопромышленность под нашествием китайцев сегодня переживает то, что случилось с американской во второй половине XX века, когда в США хлынули компактные технологичные японские машинки с небольшими моторчиками. Тогда огромные тяжелые «штатовские» автомобили начали смотреться динозаврами и, казалось, должны были вымереть. Но этого не случилось, и по сей день в США продается нереальное количество огромных пикапов и внедорожников, правда, уже без восьмицилиндровых шестилитровых моторов.
Сегодня китайцы в России, так же, как и раньше японцы в Америке, вряд ли уничтожат местную автопромышленность. В России, как и в США, слишком много местных особенностей эксплуатации. Чтобы их учесть в конструкции машин, нужно прилагать много усилий и тратить массу времени. На это были способны только французы, которые практически и похоронили российский автопром.
Китайцы — не французы, их интересуют только деньги, причем быстрые. Возможно, с годами они поменяют стиль работы, но пока этого не произошло, два огромных кита — консерватизм и запас прочности — будут и дальше везти на своих спинах Lada Vesta. Это странное для современного рынка бизнес-решение, но оно работает.