search Поиск Вход
, , 11 мин. на чтение

Десятые: мы пережили это вместе. Музыка, которая навсегда с нами

, , 11 мин. на чтение
Десятые: мы пережили это вместе. Музыка, которая навсегда с нами

В шестидесятые, в эпоху расцвета субкультуры хиппи, музыка служила маркером, определяющим «своих» и «чужих», средством коммуникации и самовыражения.

В десятые годы в Москве, когда гремели такие клубы, как «Солянка» и Gipsy, модная молодежь танцевала до утра на отвязных вечеринках в «Симачеве» и стремилась на грандиозные мероприятия Jameson, музыка не только не утратила своего былого значения, но приобрела и новые грани. Москва того времени буквально пестрела афишами концертов мировых звезд первой величины. Только за 2010 год в Москве побывали Depeche Mode и Rammstein, Стинг и Metallica, Оззи Осборн и Элтон Джон. Расцвела урбан-культура, рэп-исполнители стали героями массовой аудитории, состоялось вручение первой российской хип-хоп премии Russian Street Awards. О тенденциях в музыке тех лет, о том, кого привозили и подо что танцевали, мы поговорили с профессионалами музыкально-клубной индустрии.

Концерт Depeche Mode, 2010

Если раньше для успеха молодому музыканту должно было банально повезти, его должен был заметить серьезный продюсер, ему надо было заключить выгодный контракт со звукозаписывающей компанией, а радиостанции должны были взять песни юного дарования в тяжелую ротацию, то именно в 2010-е годы все это кардинально изменилось. Нет, конечно, институт продюсирования никто не отменил и радиоэфиры все так же значили много. Однако именно в это время появились музыканты, чей поразительный успех был выкован только их талантом и умелым пользованием социальными сетями. Стало возможным записать хит просто на телефоне и тут же выложить свое произведение в мировое интернет-пространство. На наших глазах появились настоящие звезды DIY.

Именно в 2010-е годы социальные сети стали важнейшей, если не основной частью  маркетинговой кампании артиста, а показателем успеха — количество просмотров его видеоклипов.

Подростки и молодые люди в интернете сами выбирают любимых исполнителей. Нет посредников в виде продюсеров или владельцев звукозаписывающих компаний, диктующих свой вкус, стиль и формат. Именно этот факт способствовал радикальному обновлению музыки в 2010-е годы. Никому до того не известные молодые таланты мгновенно становились кумирами миллионов.

А в Москве тем временем происходил настоящий бум привозов западных артистов. В феврале 2012 года открылась новая концертная площадка Stadium вместимостью 8500 зрителей. Только в первой половине 2012 года там выступили Kasabian, Judas Priest и Kaiser Chiefs.

Концерт Judas Priest, 2012

«Много всего произошло в этот период в моей жизни, — говорит Евгений Бакаев, архитектор, радиоведущий, диджей симачевской формации Low Budget Family и клубный промоутер, — это и расцвет бара Rolling Stone, и открытие клуба Jagger, и безумные вечеринки в “Симачеве”.

Открылся Stadium, первый большой концертный зал в Москве, я помню выступления таких групп, как Korn, Limp Bizkit и Prodigy. Это было очень мощно!»

Концерт Prodigy, 2012

Концертный промоутер клуба «16 тонн» Павел Камакин считает, что 2010-е были эпохой настоящего ренессанса. «Это было фантастическое время», — говорит он.

— Мы запустили вместе с командой INWAVE несколько серийных вечеринок, первые заявили о дабстепе как о самостоятельном жанре, привезли добрую сотню разных иностранцев, среди них такие имена, как Beans, Scorn, Roska, Buraka Som Sistema, Specta, Stereo MC’s, Segnor Coconut, Kid Koala, Cold Cave, Emika, Imani, Dub FX и многие другие. Устраивали отличные рок-концерты, например EIMICH, NRKTK, POMPEYA и СБПЧ. В то же время именно в эти годы начался самый расцвет хип-хоп движения — «ЦАО рекордс», LOne, первый концерт MOT в Москве. С 1999 года мы проводили лучшую премию — «Золотую Горгулью». Это независимая музыкальная премия, церемония вручения которой проходит на сцене «16 Тонн». Например, в 2018 году прямую трансляцию церемонии посмотрели более трех миллионов человек, — рассказывает Павел.

— В Москву я переезжала из Санкт-Петербурга два раза. Первый раз я пыталась это сделать в 2010 году, — рассказывает Алина Пязок, режиссер, креативный клипмейкер, одна из создателей группы Little Big. — Когда я переезжала первый раз в 2010 году, я общалась с рэперами, тогда была эпоха рэп-музыки, я работала на «Газгольдере» какое-то время и, соответственно, общалась с такими исполнителями, как Гуф, Смоки Мо, Витя АК и другими. В этот же момент я познакомилась с ребятами из «Спасибо, Ева» и общалась и тусовалась с ними. Из концертов, которые меня сильно впечатлили, я помню выступление Foals и концерт Woodkid, они были лет семь назад, но свет и атмосфера меня в тот момент просто поразили. Еще я работала на «Геометрии» с 2007 года и фотографировала в разных клубах. Подо что только не танцевали, я даже застала тот момент, когда танцполы взрывал drum and bass.

Один из лучших концертов 2014 года — выступление англо-испанской команды Crystal Fighters на Jameson Block Party. Главная идея этого события — типично нью-йоркская вечеринка, перенесенная во двор Первой образцовой типографии на Валовой, 28. В этот день здесь собралась самая продвинутая и модная московская тусовка.

Jameson Block Party, 2014

Среди гостей были Валерия Гай Германика, Константин Гайдай, Антон Севидов, Маша Цигаль, Роман Прыгунов и многие другие. Выступление  Crystal Fighters оказалось по-настоящему взрывным и фееричным, ведь их стиль — это сплав жанров – быстрая прогрессивная танцевальная музыка, с которой сливаются мелодии традиционного баскского фолка, наряду с синтезаторами, басовым фанком, ритмами, проникнутыми испанским панком начала 1980-х и экспериментальной электроникой. Баскская музыка во многом определяет их звучание. Сами музыканты говорят: «Мы считаем свою музыку смесью фолка, электро, панка, техно, дабстепа и испанской поп-музыки. Это похоже на саунд, который был бы создан, если бы Velvet Underground и Gipsy Kings отправились в прошлое, в Пиренеи, в 1980 год, и записали пластинку со Скримом, Мадлибом и Лучано в качестве продюсеров».

А уже в марте 2015 года все тот же Jameson привезет находящегося на пике популярности француза Kavinsky.

Kavinsky на вечеринке Jameson Irishhood, 2015

Он был хедлайнером очередной вечеринки, которую Jameson провел на территории завода «Пластик» на Бережковской набережной. Венсан Пьер Клод Белорже (настоящее имя  Kavinsky) — звезда французской клубной сцены, гастролировавший с Daft Punk, The Rapture, Justice и SebastiAn, автор главной темы к фильму «Драйв». Вместе с другими последователями Джонни Джуэла, ответственного за Chromatics, Glass Candy и другие проекты, Kavinsky запустил новую волну интереса к ретрозвуку семидесятых. Вдохновением для творчества артиста служат фильмы о зомби эпохи VHS, хип-хоп и фанк. Музыкальные композиции и видеоклипы Белорже повествуют о вымышленном персонаже Kavinsky — молодом человеке, который погиб в 1986 году, не справившись с управлением своего красного Ferrari Testarossa, и восстал из мертвых 20 лет спустя, чтобы создавать собственную электронную музыку. В выстроенном на территории завода современном дублинском порту, среди морских контейнеров и индустриальных декораций работали бары и представительства любимых московских заведений: Denis Simachev Bar, Delicatessen, Noor, «Лебединое озеро» и Drink Your Seoul.

Обязательно надо отметить и вечеринку Irishhood, состоявшуюся 18 марта 2017 года в пространстве B.E.R.E.G. District в Большом Саввинском переулке.

Jameson Irishhood, 2017
Леонид Липелис и Кирилл Сергеев

Музыкальными хедлайнерами стали Kenny Dope и Lunice, к которым присоединились российские музыканты и диджеи. Это очень значимый привоз тех лет, ведь Кенни Гонсалес, он же Kenny Dope — живой классик, легенда нью-йоркской хаус-сцены, половинка дуэта Masters at Work, человек, стоящий за вертушками с середины 1980-х, четырехкратный номинант на премию «Грэмми». Его стиль — самобытная смесь хауса, хип-хопа, джаза, фанка, соула и регги. Еще в конце 1980-х годов со своим другом Майком Дельгадо Кенни организовал серию вечеринок  MAW (Masters at Work). Бруклинский диджей-продюсер Тодд Терри посещал эти вечеринки, и вскоре они с Кенни подружились, а знакомство Кенни с Кингом Грандом вообще стало судьбоносным. Masters at Work стали очень известны. Кенни записывал ремиксы на песни таких артистов, как Майкл Джексон, Мадонна, Daft Punk, Барбара Такер, Индия, Лютер Вандросс, BeBe Winans, Джордж Бенсон, Тито Пуэнте, Стефани Миллс, Джеймс Ингрэм, Эдди Пальмиери, Дебби Гибсон, Бьорк, Deee-Lite, Soul ll Soul, Донна Саммер, Puppah Nas-T и многих других. Masters at Work были отмечены как «самая революционная команда производителей треков 1990-х». В 1995 году Кенни записал пластинку The Bucketheads, а трек «THE BOMB» с нее стал безусловным хитом.  С ним Гонсалес покорил европейские поп-чарты.

Второй артист, приехавший на это мероприятие, — Lunice, электронный музыкант из Канады, заметный представитель басс-сцены 2010-х, который участвовал в продюсировании альбома Канье Уэста Yeezus и сотрудничал с Азилией Бэнкс. Родившийся и выросший в Монреале, Lunice всегда был приверженцем хип-хопа, мало того, он попробовал себя почти во всех элементах этой культуры — от граффити до битбоксинга.

Lunice, Jameson Irishhood, 2017

Помимо Kenny Dope и Lunice, в B.E.R.E.G. District также выступили Fotomachine, Kito Jempere, Normality Restored, Pirumov & Chagin, Mark Schedrin & Timofey, Антон Лымарев, Lapti, Lay-Far и Lipelis. За еду и напитки на вечеринке отвечали «Юность», «Искра», Public Bar, 8 Oz и Motel. Это была очень масштабная вечеринка, на 3000 человек. Бархоппинг между поп-ап барами на огромной территории, весь свет модной Москвы, коктейли и специальные меню, две сцены и настоящий фестивальный лайнап — эту вечеринку Москва не забудет никогда. Мероприятие посетили рэпер Хаски, телеведущий Артем Королев, Константин Гайдай, Дмитрий Логинов, Маша Цигаль, Антон Севидов, Дарья Малыгина и многие другие трендсеттеры и знаменитости.

В марте 2018 Irishhood состоялась в Музее Москвы. Возможно, первый раз в нем побывало столько москвичей сразу.

Jameson Irishhood, 2018

Местом действия стал выстроенный приглашенными дизайнерами ирландский квартал.  Маршрут бар-хоппинга проходил через pop-up площадки таких московских заведений, как Noor Bar, Bruce Lee, Mitzva Bar, «Лебединое озеро» и «Стрелка». Хедлайнером был известный трэпер Manu Crook$ — представитель «новой волны» и яркое явление в австралийской хип-хоп культуре. Этот лайнап дополнили российские артисты: DJ Pirumov, электронный дуэт братьев Липских Simple Symmetry и James Oclahoma (музыкант и актер Иван Макаревич).

— Моя молодость пришлась на начало 2010-х, — говорит Михаил Ганнушкин, в прошлом арт-директор клуба «Солянка» и Парка Горького, а сейчас совладелец бренда «Пакет Картошки» и бильярдной «Круглый шар». — Много работы, веселья, возможностей и интересных знакомств с единомышленниками. Все, что окружало, казалось перспективным, особенно люди, я могу назвать этот период временем надежды.  Мы делали свои кочующие вечеринки, выпускали мерч, снимались для локальных журналов, пытались модничать. Вечеринки Jameson всегда были на высоте, их тусовки были местом встречи нашей банды.

Огромное внимание музыке уделял и знаковый клуб 2010-х «Солянка». Арт-директор, создатель и промоутер «Солянки» Сергей Сергеев рассказывает:

— Самые крутые вечеринки для меня — это привоз Энди Уэзроу на мой день рождения, когда 800 человек прошли за ночь в клубе. Здесь все работало просто, как единый организм, все танцевали, по музыке это был восторг, по атмосфере тоже.

Конечно, это еще приезд группы Apparat, за который мы очень долго бились и наконец привезли их в Москву. И конечно, это Николас Джаар, который к нам приехал первым, мы за него тоже очень долго сражались, это длинная история, сложная, и мы ее выиграли. Вообще, мы, наверное, за время работы «Солянки» несколько сотен звезд привезли. Каждый наш гость мог для себя выбрать то, что ему больше нравится.

Отличная музыка всегда звучала и в любимом месте модников — баре «Симачев». Арт-директор бара Сергей Плешаков, он же dj Orange, говорит, что все 12 лет существования «Симачева» они вели кропотливую работу, не только чтобы не растерять, но и чтобы привлечь новую аудиторию: за 12 лет аудитория менялась не один и не два раза.

— За 12 лет работы мы привезли огромное количество иностранных артистов, среди них такие имена, как Daniele Baldelli, Bobby Viteritti, Francois Kevorkian, Felix Dickinson, Phil Mison, Dj Harvey, Todd Terje, Mark E, Red Axes, Thomas Von Party, Die Orangen, Samo Dj, Ron Morelli, Kris Baha, Insanlar, Poni Hoax, Dj Sling, Phuong Dan, Lovefingers, Heidi, DJ Funk, Tim Sweeney, Powder, Hugo Capablanca, Wolfram, Kim Ann Foxman, Dj Hell, Erol Alkan, Elijah Wood, Marcos Cabral, Nathan Gregory Wilkins, Rouge Mecanique, Prins Thomas, Manfredas, Mans Erikson, Saheer Umar, Fillipo Moscatello, Justin Van Der Volgen, Eric Duncan, Otologic, Lee Douglas, Joakim, Hunee, Krossfingers, Public Possession, Marvin & Guy, Tornado Wallace, The Hacker, Young Marco, Sano, Vahagn, Tiago, Thomass Jackson, Inigo Vontier, Jori Hulkonnen, Jimi Tenor, Spiller, Cosmo Vitelli, Dj Kaos, Eli Escobar, Chida, Max Pask, Baris K, Cooper Saver и еще очень-очень много других, уникальных в своем роде музыкантов, — вспоминает Сергей. А сотрудничество «Симачева» с компанией Pernod Ricard, по словам Плешакова, началось как раз с одного из мероприятий Jameson Irishhood, и это всегда было настоящее грандиозное шоу. 

В жизни всегда есть место курьезам и забавным случаям, а в шоу-бизнесе и в клубном пространстве они случаются особенно часто. Павел Камакин рассказывает, что было много историй с приключениями иностранных артистов в России.

«Например, у The Fall был легендарный концерт, случилось множество невероятных бухих недоразумений с участием уже покойного Марка Смита, в том числе охота за менеджером с ножом», — говорит он.

Сергей Сергеев тоже поделился забавной историей:

— Как-то к нам в «Солянку» пришли ребята-кавказцы, очень хорошие, вежливые, воспитанные. У них своя тусовка. Они попросили дать им возможность сделать свою вечеринку в среду. Им ничего не нужно было, они за свои деньги привезли французского диджея. Вечеринка прошла успешно — бар поднял выручку хорошую, ни одного инцидента не было. А в четверг наш звуковик не смог найти пульт и CD-проигрыватель. Мы посмотрели по камерам и увидели, как французский диджей, которому заплатили кучу денег, в конце своего выступления запихивает пульт в свою сумку с пластинками, обертывает свой пиджак вокруг CD-проигрывателя, все это аккуратненько убирает, выносит и садится с провожающими в такси. Просто невообразимо. Приехали ребята, эти кавказцы-организаторы, извинились, мы предложили им купить нам новый пульт, но они сказали: «Нет, мы доставим ваш, потому что это дело чести». И они поехали за этим диджеем во Францию, им пришлось лететь на Корсику, где он выступал, и через неделю они принесли нам наш пульт. Вернули нам его со словами: «Еще раз нас извините, это позор на всю жизнь».

Бар Noor тоже всегда отличался крайне взвешенной и тонкой музыкальной политикой. Среди самых интересных привозов: Asia Argento, Adamski, Mad Professor, Jose Padila, Der Dritte Raum, Jake the Rapper, Jay Jay Johanson, Dave Aju, Frivolous, Dada Disco, Nikakoi,  ну и, конечно, Afrika Bambaataa. Помнится, в тот день, когда выступала живая легенда, пробиться ко входу в бар было почти невозможно: вся Москва пыталась попасть на эту вечеринку.

Asia Argento, Noor Bar, 2015

Вообще, 2010-е годы запомнились в первую очередь именно разнообразием и обилием вечеринок с правильно выстроенной музыкальной основой, с такими знаковыми зарубежными артистами, что казалось раньше, они никогда не доедут до России. Мы все стремились на эти вечеринки, мы двигались в такт музыке, и музыка была нашим культурным кодом, паролем, по которому мы узнавали своих. Мы чувствовали вайб, мы были в движении, и наши сердца стучали в унисон. Под эту музыку заключались самые романтичные союзы, мы признавались в любви и клялись в вечной дружбе. Это было прекрасное время, фантастическое и самобытное. А что касается музыки тех лет, то она навсегда с нами.

Фото: Владимир Астапкович/ТАСС, МИА «Россия сегодня», Кирилл Умрихин/ @Jameson.Russia, Сергей Аутраш/ @Jameson.RussiaВалерий Белобеев/ @Jameson.Russia, @NoorBarMoscow, vk.com/potfmsc20, clube.tv, Виктория Виатрисm