Русина Шихатова

«Дикая мята»: музыка для людей

7 мин. на чтение

В минувшие выходные в Тульской области прошел музыкальный фестиваль «Дикая мята». «Москвич Mag» отправился в Бунырево и поговорил с ответственными лицами и участниками.

«Главное, чтобы людям было хорошо»

«Песка еще добавьте», — командует по рации Андрей Клюкин, создатель, продюсер и идеолог «Дикой мяты». В этом году фестиваль совпал с самыми холодными и дождливыми выходными лета, а в Бунырево, на берегу Оки в полутора сотнях километров от Москвы, где расположилась концертная площадка, при такой погоде можно было бы увязнуть в грязи по пояс, если бы не четко продуманная организация.

Главного человека на площадке видно сразу: Клюкин, в ярко-желтой куртке, с самого утра следит за всеми процессами: то за сценой, где настраивается оборудование, то на поле, которое вот-вот превратится в зрительный зал, то на мопеде мчится встречать очередного гостя, потому что на подъезде к месту образовалась пробка. В одной руке — рация, в другой — телефон, который не замолкает ни на минуту.

 

Андрей Клюкин,

создатель, продюсер и идеолог «Дикой мяты»

«Мы всегда готовы к любой погоде, — бесстрашно заявляет Андрей. — Бывали и жара +35°, и постоянный ливень…  Был сложный момент, когда ливень совпал с заездом и фуры перекрыли все дороги. В ночь перед открытием фестиваля мы завезли на площадку 800 кубометров гравия. Осталось немного грязи, которую теперь засыпаем песком. Траты? Ну и что! Главное, чтобы людям было хорошо».

Делать хорошо людям и показывать новую музыку для Андрея — настоящая потребность. Поэтому на фестиваль он приглашает не только музыкантов, но и западных продюсеров — и они, в поиске новых талантов, охотно приезжают.

Что такое шоу-кейс

На «Дикой мяте» проходил Mint Music Showcase при поддержке «МегаФона». В нем принимали участие такие артисты, как Монеточка, The Hatters, Эрика Лундмоен, Tritia, Нейромонах Феофан — всего 19 исполнителей. Их выступления приехали посмотреть продюсеры международных фестивалей Exit (Сербия), Zandari Festa (Южная Корея), Ruisrock Festival (Финляндия), Colorsof Ostrova (Чехия), Midi Music Festival (Китай).

По итогам «Дикой мяты» продюсеры могут выбрать артистов из числа участников шоу-кейса, чьи выступления впечатлили их больше всего, и пригласить выступить на свои фестивали. «МегаФон» организовал приезд продюсеров в Россию и обеспечит организацию тура артиста, который отправится на один из зарубежных фестивалей.

«В России очень качественная музыка»

Матиас Мюллер, директор независимого лейбла Crazy Planet Records, живет между Австралией и Берлином. С Андреем он познакомился на фестивале в Корее, а в Россию приехал уже в 20-й раз.

«Мы сотрудничаем с русскими лейблами, давно дружим с “Мумий Троллем”, и “мой” артист Грэм Кэнди много выступал вместе с этой группой, — рассказывает Матиас. В этом году он приехал посмотреть на владивостокский коллектив Starсardigan и санкт-петербургский The Hatters. — А еще интересно, какую европейскую музыку слушают в России, так что мы очень благодарны за приглашение и возможность увидеть настоящий международный фестиваль».

Его коллега Иван Миливоев, создатель сербского фестиваля The Exit, уже 20 лет организует многие фестивали в Хорватии, Сербии, Черногории и Румынии. Но в Россию приехал впервые — и сразу попал на «Дикую мяту». «Для меня это первый такой опыт, хотя многие российские музыканты приезжают к нам на фестивали. Но я всегда ищу новое. Например, Starcardigan мы уже заметили в Корее пару лет назад и очень хотелось увидеть их снова».

В последние годы российский музыкальный рынок в самом деле очень привлекателен для иностранцев. «У вас качественные музыканты и группы, — продолжает Матиас Мюллер. — Мы только что посмотрели на выступление Монеточки: сразу видно, это многообещающая артистка. По звучанию ее музыка похожа на то, что сейчас востребовано на европейском рынке, осталось только перевести ее песни на английский или немецкий».

Кроме концертов на трех сценах на «Дикой мяте» есть отдельная детская программа: одни дети — зрители, другие — артисты. «Наши исполнители — исключительно детские группы, — рассказывает Пенг Чао, один из продюсеров китайской школы талантов Midilevel. В Тульскую область он приехал прямиком из Сычуани и привез детскую регги-группу Clouds. Сам он в России впервые, и для него это гастроли по обмену — в прошлом году рок-школа Вадима Германова возила русских на фестиваль в Китае. — Хотелось бы остаться в России подольше, посмотреть Москву. Но у наших артистов скоро экзамены, так что…  приедем еще».

«Публика здесь особенная»

Для многих музыкантов фестиваль в самом деле становится стартовой площадкой в карьере: выступления дебютантов каждый год составляют около двух третей всей программы. Неудивительно, что большое количество известных ныне музыкантов начинали именно здесь: например, на «Дикой мяте» прошел первый фестивальный концерт грузинской группы Mgzavrebi. А еще The Hatters, «Моей Мишели» и многих других.

Среди регулярных гостей фестиваля — фолк-коллектив Zventa Sventana: в этом году их выступление вместе с десятком других музыкантов вошло в шоу-кейс.

Тина Кузнецова,

основатель и вокалистка коллектива Zventa Sventana

«Сейчас много коммерческих фестивалей, которые приглашают только самых модных музыкантов и игнорируют другие новинки. Поэтому для меня большая честь быть здесь и приятно, что Андрей приглашает меня, слышит нас», — рассказывает Тина Кузнецова, основатель и вокалистка коллектива.

В этом году Zventa Sventana выпустили новый альбом «Мужа дома нету», основа которого — народные песни, собранные из экспедиционного этнографического материала. «Этим песням по 200–500 лет, и моя миссия в том, чтобы народ не забывал о корнях, — объясняет Тина. — В нашем мире все работает на то, чтобы нас разъединить, а песни призваны объединять людей, отвечать на вопросы и помогать радоваться жизни». По ее словам, несколько песен, вошедших в концертную программу, были найдены именно в Тульской области, и возможно даже, созданы прямо в месте, где проходит фестиваль: символичная связь поколений».

За атмосферой места артисты готовы возвращаться на «Дикую мяту» снова и снова. «Публика здесь особенная, здесь собираются люди, осознающие ценность именно этого фестиваля, — считает Тина. — Они знают, что здесь получат и удовольствие, и комфорт — все инфраструктурные блага цивилизации в окружении настоящей природы. А еще этот фестиваль шикарный стимул выехать на открытую природу и включиться в настоящую жизнь. Ведь в городе мы не живем, а существуем».

Люди будущего

Андрей Клюкин уверен: собирать вместе только модных артистов бессмысленно. Получится просто сборный концерт. Куда важнее, чтобы фестиваль имел свою концепцию — стержень, главную тему, вокруг которой разворачивается все остальное.

В этом году такой темой стал искусственный интеллект. Поэтому все сцены оформлены в техностиле: множество мерцающих лампочек и декорации в самом деле напоминают микросхему. С экранов к зрителям странными фразами обращается мужчина, в котором можно распознать актера театра и кино Игоря Миркурбанова в образе Порфирия Петровича, героя романа Пелевина «iPhuck 10» (и спектакля Константина Богомолова «Ай Фак. Трагедия») — этот образ искусственного интеллекта и стал виртуальным ведущим действа.

«Человечество меняется. Уже сейчас большое количество работы производят машины, роботы, а лет через пять-шесть людей в большинстве задач заменит искусственный интеллект, — считает идеолог фестиваля. — Например, в ближайшее время профессия врача может исчезнуть, диагностику смогут проводить роботы, ведь искусственный интеллект мог бы собирать информацию со всех врачей планеты. Поэтому для человека единственная возможность выжить в этом мире — делать то, что не может машина: искусство, творчество и любовь».

Только лишь эмоции искусственный алгоритм создать пока не может, и организатору фестиваля это как раз нравится. «Настоящая задача творчества — помогать человеку, соединять его с космосом, структурировать в нем божественную вертикаль», — продолжает Тина Кузнецова. Во время выступления ее группа помимо песен представила и видеоарт, где каждой композиции соответствовал видеоряд в стилистике фестиваля.

Не просто фестиваль

Сам Андрей Клюкин занимается музыкой со школьных лет и даже учился в джазовом колледже. Каждый свой день он начинает с прослушивания трех новых альбомов — пластинок, как он сам выражается. Примерно так и собирается программа будущих фестивалей: «В какой-то момент появляется общая тема, потом собираешь артистов и выстраиваешь концепцию».

Помимо дебютантов создатель «Дикой мяты» обязательно старается пригласить кого-то из сотни своих любимых артистов: в этом году среди них Баста, «Аквариум», «Мумий Тролль» и шотландцы Primal Scream. «У меня сложились свои представления об интересной музыке — и ее очень хочется показать людям. У нас нет своего журнала или радио, но мы все равно становимся рупором, за нами следят. Люди говорят: “Классно, приедем еще”. Значит, это не просто фестиваль».

Однако финансовая сторона «Дикой мяты» не так проста. Площадка в Бунырево может принять до 20 тысяч зрителей, а в этом году получилось немного меньше: часть посетителей все-таки испугались дождливой погоды. «То есть, если продать все-все билеты, получится около 50 миллионов рублей, — поясняет Клюкин. — А фестиваль (до затрат на гравий) стоит 96 миллионов». Чтобы жить дальше, варианты — либо привлекать спонсоров, либо делать билеты дороже. Поэтому фестиваль поддерживают крупные бренды, и благодаря им билет стоит в среднем 30 тысяч рублей на человека на все три дня. И еще спонсоры — это очень большая поддержка для многообещающих российских артистов: в этом году приезд в Россию зарубежных продюсеров стал возможен благодаря «МегаФону», и впервые в истории российских фестивалей состоялся шоу-кейс такого масштаба.

И если в 2008-м «Дикая мята» задумывалась как стихийный, «дикорастущий» фестиваль, то теперь он, безусловно, может претендовать на звание самого человечного: здесь прямо посреди поля у гостей есть горячая вода, душ, охрана, раздельный сбор мусора и другие блага городской цивилизации.

Например, на всей территории фестиваля стоят желтые контейнеры для перерабатываемых отходов и синие — для всех остальных. Организатору такое нововведение обходится почти на треть дороже, чем обычный вывоз мусора. «Сейчас время такое, что на эти вещи необходимо обращать внимание, — считает Клюкин. — В Норвегии, например, вообще нет мусора, его почти весь перерабатывают в энергию. Вот это настоящий XXI век — мы хотим и можем стремиться к этому».

Песок, щебень, раздельный сбор мусора — с финансовой точки зрения это все траты, которые приведут фестиваль к тому, что он не принесет организаторам прибыли. «Но люди-то видят, что мы очень заботимся о них, — уверен Андрей. — И мне будет приятнее знать, что я делаю то, что должен делать. А денег всех не заработаешь».

Фото: @MintMusicFest

Подписаться: