Дивлюсь я на небо: стоит ли дальше бояться атак беспилотников
Налеты украинских БПЛА на Москву успели стать привычной частью информационного фона, хотя еще недавно подобное было невозможно представить — все-таки наш город не бомбили с июня 1943 года. С другой стороны, пока эти удары производят впечатление скорее комическое: пара сорванных листов с крыши Сенатского дворца в Кремле, несколько выбитых стекол в «Москва-Сити» и Хамовнических казармах — вот и весь нанесенный ущерб. Число жертв равно нулю, число хоть как-то пострадавших, кроме владельцев офисных и торговых помещений равно нулю. Зачем же в таком случае нужны эти удары и чего пытаются добиться ВСУ?
Впрочем, ущерб все же есть, хоть пока лишь косвенный. Во время каждого появления украинских беспилотников, даже если им и не удается долететь до черты города, мэрия частично или полностью прекращает работу Московского авиатранспортного узла. «Из-за беспилотников (хотя представители аэропорта не дают объяснений) рейсы отменяются, аэропорт на ночь закрывают», — пишет в своем телеграм-канале блогер Надежда Стрелец. — Если у вас ночной рейс, то вероятность не улететь выше, чем улететь. Если вы летаете бизнесом, вам могут предложить перенос только через два дня. После многочасовых очередей можно оформить возврат, но к покупке доступны только ночные рейсы. На дневные и вечерние сажают дозированно. Такие вот новые реалии».
Конкретные масштабы убытков пока никто не озвучивал, но такие «небесные блэкауты» длятся от нескольких часов до полудня, и каждый раз это десятки отмененных рейсов, так что можете попробовать посчитать самостоятельно. Кроме того, пролеты БПЛА над российской территорией внесли свой вклад в ежесезонное подорожание бензина: из-за закрытых аэропортов и перегруженных военными перевозками железных дорог люди начинают чаще пользоваться машинами для поездок на дальние расстояния, и спрос на заправках растет. И это пока что все более или менее заметные эффекты. Или нет?
«Ущерб для отрасли авиаперевозок изначально мог и не рассматриваться украинской стороной в качестве желаемой цели, — полагает Денис Фетудинов, эксперт Российского совета по международным делам и главный редактор профильного издания “Беспилотная авиация”. — Но видя, что косвенным образом достигается такой эффект, она может постараться его развить. Первая же и главная цель таких налетов — чисто пропагандистская, направленная на поднятие боевого духа собственных граждан. Что касается чисто материального ущерба, то расчет идет на то, что если он будет, то отлично, а если беспилотник просто взорвется, ничего не повредив, то тоже неплохо, так как все равно будет резонанс в СМИ. Вторая цель — такими ударами повлиять на настроения внутри России, о чем в каждом интервью все более открыто говорит советник офиса президента Украины Михаил Подоляк. То есть речь идет о типичной тактике устрашения».
Так в чем заключается проблема с беспилотниками? Для начала давайте выясним, что именно в последнее время сыплется с неба на Москву. «Для атак на Московский регион украинская сторона использовала несколько моделей БЛА самолетного типа, — рассказывает Денис Фетудинов. — В том числе БЛА UJ-22 Airborne, созданный по нормальной аэродинамической схеме украинской компанией Ukrjet, и реализованный по схеме “утка” аппарат “Бобер” также украинской разработки. Оба беспилотных летательных аппарата имеют взлетную массу в несколько десятков килограммов и потенциально способны проделать путь от территории, контролируемой украинскими властями, до Москвы и даже дальше».
Оба этих дрона относятся к среднему классу БПЛА с дальностью полета до 1000 км и состоят в одном семействе с иранскими «Шахедами», при помощи которых российские войска наносили удары по критической инфраструктуре Украины в минувшую зиму. Подобные аппараты могут действовать как в управляемом, так и в автономном режиме, правда, в первом варианте их дальность ограничивается примерно сотней километров, зато в пилотируемой конфигурации они могут применять дополнительное вооружение — чаще всего это бомбы, переделанные из 82-мм минометных мин. В автономной версии эти БПЛА задействуют систему инерциальной навигации, корректируя свой маршрут по спутниковому сигналу, а в качестве вооружения используется заряд взрывчатого вещества, установленный внутри самого аппарата. И UJ-22 Airborne, и «Бобер» способны нести одинаковую полезную нагрузку — 20 кг. По сути это дешевые варианты крылатых ракет и дальние потомки немецкой «Фау-1», а в старой советской классификации для подобного оружия было предусмотрено специальное название — «самолет-снаряд». В наше время также используется термин «барражирующий боеприпас».
Главная проблема противодействия дронам заключается в том, что их крайне сложно обнаружить даже в своем воздушном пространстве, полностью контролируемом радарами ПВО. Тут сразу вспоминается эпизод с полетом Матиаса Руста, которого из-за небольших размеров его Cessna 172 то вовсе не замечали, то принимали за стаю птиц, то путали с аналогичным отечественным самолетом Як-12. Современные беспилотники делаются из композитных материалов и металлического в них только мотор и стойки шасси, а значит, «нащупать» их радаром еще сложнее, чем «Цессну», особенно если противник обладает информацией о мертвых зонах и «дырах» системы ПВО.
Ну а после обнаружения возникает вопрос, чем сбивать. И вот тут атакующий вас дронами противник получает преимущество из области военной экономики: как правило, БПЛА-камикадзе стоит гораздо дешевле, чем управляемая зенитная ракета, которую придется потратить на его уничтожение. По данным из украинских источников, цена «Бобра» составляет около 4 млн гривен, или 100 тыc. долларов, в то время как стоимость боеприпаса для самого распространенного модернизированного варианта российского комплекса С-300 может достигать 400 тыс. долларов. Кроме того, применять ЗРК над большими городами довольно опасно: полетевшая не туда или взорвавшаяся слишком низко ракета может нанести куда больший ущерб, чем дрон, который она пыталась сбить.
Помимо комплексов ПВО задача борьбы с беспилотниками возлагается на средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые, однако, не всегда демонстрируют ту эффективность, какую от них ожидают. По сути РЭБ может действовать двумя способами: либо заглушить все сигналы на определенных частотах на большой территории, либо попытаться обмануть систему навигации вражеского аппарата, подменив получаемые им со спутника координаты цели фальшивыми. Проблема же в том, что в условиях большого города работать по площадям оказывается себе дороже. Последствий подобного применения РЭБ москвичи уже хлебнули полной ложкой, когда после удара по Кремлю спутниковую навигацию в городе «задавили» до такой степени, что таксистам пришлось учиться ориентироваться по точкам Wi-Fi. Что касается «узкополосных» комплексов РЭБ вроде широко разрекламированной «Красухи», то перед ними встает та же проблема, что и перед ПВО — чтобы подавить дрон направленным сигналом, его сперва надо найти. И все же значительная часть летевших на Москву беспилотников подавляется именно средствами РЭБ.
Помимо больших армейских комплексов РЭБ существуют также ручные, более известные в народе как «противодроновые ружья». Пока этот материал писался, глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов предложил всем россиянам ими обзавестись и внести свой вклад в оборону страны. «Купить можно, а дальше обратиться в соответствующие органы: ФСБ, Росгвардию. Предупредить, что у вас есть ружье и вы хотите его использовать в случае возможной дроновой опасности», — заявил он. Однако стоят такие игрушки довольно недешево — от 250 тыс. до 1 млн рублей, и большинству москвичей они не по карману.
Впрочем, а так ли ужасны эти налеты и представляют ли они серьезную опасность? Как уже было сказано, полезная нагрузка украинских дронов равна примерно 20 кг. Чтобы нанести серьезные повреждения современным зданиям, построенным в основном из железобетона, этого слишком мало. Выбитые стекла, пара выгоревших помещений, дыры в стенах и перекрытиях — вот и весь эффект от такого удара. Серьезный ущерб можно нанести, атаковав несколькими дронами сразу, однако чем более массированным будет налет, тем выше шансы обнаружить несущуюся на Москву «стаю» дронов задолго до того, как она достигнет цели.
И все же расслабляться москвичам не стоит. «Украинская сторона наверняка постарается увеличить интенсивность ударов по чувствительным целям внутри России, — считает Денис Фетудинов. — Включая и Московский регион, если, конечно, ей удастся существенным образом нарастить производство дронов. Также стоит ожидать того, что оборона города и области будет прощупываться с различных ракурсов. Продолжительность полета задействованных в атаках беспилотников в целом позволяет это делать не только с запада, юго-запада и юга».
Многие оппозиционные телеграм-каналы и СМИ-иноагенты ругают московское правительство за то, что во время налетов украинских БПЛА еще ни разу не объявлялась воздушная тревога. Но важно понимать, что это как раз тот случай, когда лекарство может оказаться хуже самой болезни: полетное задание дрона заранее не известно, а единовременная эвакуация даже нескольких районов 12-миллионного города приведет к коллапсу и панике запредельных масштабов. Сбитый или подавленный средствами РЭБ аппарат со взрывчаткой на борту может упасть не на пустующий по ночному времени офисный центр, а прямо в толпу, несущуюся к ближайшей станции метро, и вот тогда жертв будет по-настоящему много. Украина все-таки производит слишком мало дронов для того, чтобы тратить их на московские девятиэтажки, а потому жителям Багдада стоит спать спокойно, но одним глазком все же поглядывать в небо.