Евгения Гершкович

Дом недели: беседка-ротонда «Миловид» в усадьбе Братцево

3 мин. на чтение

Целый год реставрировался памятник федерального значения «храм Екатерины II», или беседка-ротонда «Миловид» (Светлогорский проезд, 13, стр. 47), в усадьбе Братцево.

Белоснежное колонное строение стоит на высоком берегу неподалеку от крутого обрыва у речки Сходни.

Авторство изящной парковой беседки «Миловид», под сенью которой прежде стояла статуя Амура, приписывается Андрею Никифоровичу Воронихину, строителю Казанского собора, Горного института в Санкт-Петербурге, Розового павильона в Павловске. Родившийся в Новом Усолье на Урале, будущий архитектор был крепостным (а по слухам, внебрачным сыном) графа Александра Сергеевича Строганова, сенатора, обер-камергера, действительного статского советника.

Замеченная вовремя редкая склонность к рисованию Андрея Воронихина получила должное продолжение: юноша учился в Москве, проходил «практику» в командах знаменитых зодчих Василия Баженова, Матвея Казакова, продолжил образование во Франции и Швейцарии. Вольную Воронихин получил в 1786 году, 27-летним, но оставался в доме своего покровителя Строганова.

Загородную усадьбу Братцево граф приобрел для своей второй жены, княжны Екатерины Петровны Трубецкой, в 1780 году. Среди прежних владельцев имения — потомки боярина Родиона Нестеровича, спасшего Ивана Калиту в битве под Переяславлем; постельничий, впоследствии опричный боярин Дмитрий Иванович Годунов, дядя Бориса Годунова, казненный при Лжедмитрии I; дьяк Александр Иванов; астраханский воевода А. И. Зубов и, наконец, ближний боярин Алексея Михайловича Тишайшего, руководитель Оружейного приказа Богдан Матвеевич Хитрово, известный как основатель города Симбирска.

Именно он в 1670 году поставил в Братцево каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Алексия, человека Божьего, а также боярский двор с хозяйственными пристройками и две мельницы на реке Сходне.

В 1695 году Братцево — в руках близкого родственника Петра I по материнской линии Кирилла Алексеевича Нарышкина, московского губернатора. А уж сестры последнего, Авдотья и Наталья, продали усадьбу Александру Строганову, приходившемуся им племянником. О богатстве графа слагались легенды. Сама Екатерина II таким манером рекомендовала Строганова: «Вот человек, который тщетно старается разорить себя и никак не преуспевает в этом».

Однако же в Братцево сиятельный вельможа почти и не жил. Он приобретал имение близ Москвы в качестве отступного для супруги, у которой в тот момент завязался бурный роман с 25-летним красавцем Иваном Николаевичем Римским-Корсаковым, генерал-адъютантом, фаворитом императрицы Екатерины в отставке.

Княжна Екатерина Петровна Строганова (Трубецкая) была десятью годами старше избранника. Страсть охватила их. Бросив мужа и пятилетнего сына Павла, княжна помчалась в Москву за Римским-Корсаковым. Отвергнутый супруг проявил великодушие, снабдил изменницу деньгами и недвижимостью. Та продолжала жить все так же роскошно, принимать у себя высшее общество, несмотря на пикантность положения.

«Женщина характера высокого и отменно любезная, беседа ее имела что-то особо заманчивое, одарена многими прелестями природы, умна, мила, приятна. Любила театр, искусство, поэзию, художество с таким же огнем и в 70 лет, как в молодости. Была очень живого характера», — отзывался о Строгановой современник.

С Иваном Николаевичем Римским-Корсаковым Екатерина Петровна прожила долго и счастливо, в этом союзе родила двух сыновей и двух дочерей. Как незаконнорожденные с согласия императора Павла они получили фамилию Ладомирские. В конце жизни паралич ног приковал Строганову к креслу, и та уже не имела возможности ходить. Римский-Корсаков пережил свою спутницу на 16 лет.

В начале XIX века еще рос лес там, где сегодня располагается главный дом усадьбы Братцево. В нем как раз поселилась Строганова, дом был деревянным. После наполеоновского пожара здание было восстановлено в камне, как считается, по проекту вышеупомянутого Андрея Воронихина. Тогда же вокруг был разбит парк, частично регулярный, но по большей части пейзажный английский, с аллеями, каменным мостом, каскадом прудов и той самой беседкой «Миловид», только что приведенной городом в порядок.

Место для двухэтажного усадебного строения, решенного в формах классицизма, избрано было исключительно выигрышное — на высокой отметке холма. Парадный вход украшен портиком ионического ордера, фасад — полуциркульными и тройными итальянскими окнами, ротондами с кариатидами, крышу венчает бельведер с куполом. Внутреннее убранство по красоте ничуть не уступало внешнему.

После революции в Братцево некоторое время работал музей дворянского быта. Затем усадьба превратилась в опытную станцию новых культур в составе Института прикладной ботаники, которой руководил Николай Вавилов. В 1930-е годы здесь разместили дом отдыха Главного управления Северного морского пути. Сейчас здание имеет отношение к Союзу театральных деятелей, и в нем работает гостиница.

Разумеется, столь богатую историческую натуру не могли не оценить по достоинству кинематографисты. В Братцево снимались такие картины, как «Война и мир», «О бедном гусаре замолвите слово», «Отцы и дети», «Барышня-крестьянка» и др.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com

Подписаться: