Евгения Гершкович

Дом недели: дача Анны Гильбих на Верхней Масловке

3 мин. на чтение

Потомственную почетную гражданку Анну Гильбих и купца Николая Малютина свела общая любовь к породистым лошадям.

Наследник состоятельной купеческой династии, промышленного и торгового товарищества «П. Малютин и сыновья», Николай Павлович владел крапповой фабрикой в Раменском, химическим заводом в Купавне, лесами в Вологодской губернии и золотыми приисками в Сибири, не считая лавок и складов. Но главным пристрастием Малютина оставался конный завод в селе Богоявленские Быки подо Льговом.

На этюде «Летучий серый жеребец орловской рысистой породы» в 1886 году Валентин Серов изобразил скакуна светло-серой масти, одного из призеров скачек, выведенного на малютинском заводе.

Холст, показанный на X выставке Товарищества передвижников, имел у публики немалый успех. Известно, что молодой художник короткое время снимал комнаты на Тверском бульваре, в доме, принадлежавшем почетному гражданину Николаю Малютину (1852–1907), впоследствии весьма выгодно проданном Петру Смирнову. Будто бы Серов даже расплатился картиной с хозяином жилища за год проживания. Ныне полотно входит в собрание Научно-художественного музея коневодства им. К. А. Тимирязева.

Малютин, член Московского общества любителей охоты и Императорского общества охотников конского бега, запомнился современникам человеком добрым, мягким, «невольно привлекавшим к себе сердца», от которого веяло спокойствием. Жена купца Ольга Ивановна Бетлинг, вдова Федора Мамонтова, была на семь лет его старше.

1950

Бурный роман с Анной Адольфовной Гильбих случился у Малютина в 1896 году. В воспоминаниях Анна описана как «немолодая женщина еврейского типа и такого же происхождения». Она была некрасива, криклива и невероятно кривлялась. Но Малютин очень любил свою Анну Адольфовну  — «баловал ее до безобразия, у нее не было только что птичьего молока» — и был невероятно чуток к тому, как к возлюбленной  относились окружающие. При этом разводиться с законной супругой не спешил.

Известно, что Гильбих была любительницей лошадей и держала в конюшне знатных рысаков. И вот однажды ветреная Анна сошлась с Павлом Черновым, наездником, имевшим немало славных побед на лошадях малютинского завода. Он вел свой род от Семена, прозванного Черным, знаменитого наездника графа Алексея Орлова-Чесменского, владевшего Хреновским конезаводом.

Чернов слыл самодуром, кутилой и мотом, увлекался псовой охотой, имел борзых и гончих. Малютин слепо доверял Чернову, но после таких событий больше его на порог к себе не пускал.

После женитьбы Гильбих и Чернов укатили в имение в Тверской губернии, некогда подаренное наезднику его бывшим покровителем Малютиным.

Еще в начале XIX столетия московская аристократия и купечество начали осваивать самый ближайший к городу зеленый уголок возле Санкт-Петербургского тракта. Среди буйной растительности Петровского парка строились фешенебельные дачи, увеселительные клубы и рестораны: «Яр», «Эльдорадо», «Мавритания», «Стрельна».

На северной границе парка находился участок с деревянными дачами, принадлежавший мещанке Александре Петровне Окороковой. После ее кончины земля досталась внуку, коллежскому секретарю Константину Николаевичу Синельникову. Восточную часть своего владения 25 февраля 1912 года он и продал Анне Адольфовне Гильбих. По некоторым (неподтвержденным) данным, средства на эту сделку она получила от все того же Малютина, к тому времени уже скончавшегося.

Бывшие на участке площадью 622 кв. саженей деревянные строения Гильбих снесла и пригласила архитектора Георгия Александровича Кайзера. Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, имевший в нашем городе обширную практику, построил здесь двухэтажный деревянный дом. Также в границах двора возникли каретный сарай, конюшни, крытые железом, каменные сараи и из камня же выстроенный флигель для конюхов.

Г-образный в плане главный дом с элементами модерна Кайзер украсил граненым куполом. В мансарде поместил зимний сад. Перед парадным входом устроил террасу. Тогда улица называлась Бутырским проездом. В советское время ее переименовали в Коммунистическую, а потом уже в Верхнюю Масловку.

У Черновых родилась дочь Татьяна, ставшая, как и родители, страстной лошадницей. Также она держала двух доберманов и овчарку. Говорят, на салазках, запряженных собаками, она выезжала в Петровский парк.

Анна Гильбих оставила Чернова, который доживал свой век скромно, где-то у сестры. Московское беговое общество выделило бывшему разудалому наезднику маленькую пенсию. Когда Чернова не стало, неугомонная Гильбих вновь вышла замуж за красивого молодого человека, имя которого история в своей памяти не сохранила.

В годы Первой мировой войны в ее доме (Верхняя Масловка, 18) с водопроводом и канализацией располагался лазарет для раненых. После революции его национализировали, уплотнили и превратили в коммуналку, где проживали два десятка семей.

После расселения в конце 1970-х годов в деревянном строении случился пожар. Купол-фонарь, мансарда и часть фасада были утрачены. Г-образное здание при ремонте было достроено до прямоугольного объема и частично восстановлен декор.

Бывшее владение Анны Гильбих передали управлению завода «Художественная гравюра», выпускавшего сувениры, подносы, пудреницы и значки.

В 1998 году в последней сохранившейся даче в Петровском парке, редком образце дореволюционного деревянного строительства, до сих пор лишенной охранного статуса, разместили «Центр ремесел» с кафе «Изба на Масловке».

Бревенчатую избушку, изгибы ее крыши и фонарь можно видеть на многочисленных полотнах живописцев, в разное время живших рядом, в Городке художников тут же, на Масловке.

Сегодня дом пустует и снос его не исключен.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com

Подписаться: