«Великолепные дома возле нас (на Поварской) реквизируются один за одним. Из них вывозят и вывозят куда-то мебель, ковры, картины, цветы, растения — нынче весь день стояла на возу возле подъезда большая пальма, вся мокрая от дождя и снега, глубоко несчастная. И все привозят, внедряют в эти дома, долженствующие быть какими-то “правительственными” учреждениями, мебель новую, конторскую… Неужели так уверены в своем долгом и прочном существовании?»
Это Иван Бунин в «Окаянных днях» документировал и осмыслял события, происходившие в Москве в 1918 году. В это время писатель жил в доме №26 на Поварской улице в Арбатской части. Поварская оказалась в зоне интенсивных уличных боев. Окна и стены сотрясала орудийная канонада. Все увиденное тщательно фиксировалось в дневнике. Квартира №2 на первом этаже принадлежала родителям жены Бунина, Веры Николаевны Муромцевой. К слову, она происходила из старинного дворянского рода, окончила Высшие женские курсы профессора В. И. Герье, естественный факультет. Отец Веры Буниной, Николай Андреевич Муромцев, до революции был членом Московской городской управы, а дядя, профессор Сергей Андреевич Муромцев — председателем Первой Государственной Думы.
В Москву Бунины приехали 26 октября 1917 года из имения в Орловской губернии, и 21 мая 1918-го, выправив необходимые для отъезда бумаги, покинули ее навсегда, уехав в Одессу, а затем — через Константинополь — в Париж.
То, что Поварская, 26, последний адрес нобелевского лауреата Ивана Алексеевича Бунина в России, напоминают установленная на сером фасаде в 1993 году мемориальная доска скульптора Геннадия Правоторова и памятник (2007) скульптора Александра Бурганова. Памятник стоит в сквере, с 2016 года носящем имя Бунина.
Солидный шестиэтажный некогда доходный дом имеет богатую историю, особенно связанную с отечественной словесностью.
Здание строилось в 1912–1913 годах, в пору строительного бума, когда этажность первопрестольной стремительно росла. Для доходной недвижимости был снесен одноэтажный с мезонином деревянный домишко, принадлежавший майорше Костомаровой, даже несмотря на то что в нем одну зиму жил мальчик Михаил Лермонтов. Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка будущего поэта, снимала жилье зимой 1829/30 года, когда внук готовился к поступлению в университетский благородный пансион, причем сразу в четвертый класс.
В 1912 году состоятельный купец Иван Степанович Баскаков, по бумагам числящийся крестьянином деревни Лачуг Покровского уезда Владимирской губернии, по купчей приобретает домовладение, до этого принадлежавшее купцу Владимиру Михайловичу Сыромятникову и его сестре Анне Михайловне Сыромятниковой, в замужестве Владимировой.
Брат Ивана, Василий Баскаков, был также крупным собственником московской недвижимости, приносившей ему весьма неплохую прибыль. Для строительства своего доходного дома Иван Баскаков привлекает Ольгерда Густавовича Пиотровича, плодовитого архитектора.
Известно более сотни домов, построенных по проектам этого успешного выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Доходный дом для Баскакова Пиотрович построил в характерных формах неоклассицизма, украшенный изысканной лепниной в виде львиных масок, рельефов с профилями воинов, нишами, пилястрами, полукруглым эркером на три этажа. Боковые ризалиты дополняли балконы. Был устроен лифт, проведены водопровод, канализация, отопление с радиаторами. Внаем сдавалось 26 квартир, четырех- и шестикомнатных.
В 1918 году дом Баскакова национализировали.
В 1920-х в нем успел пожить еще один писатель, Борис Андреевич Пильняк, при рождении Бернгард Вогау, автор «Повести непогашенной луны», повести «Красное дерево» и др. В 1938 году Пильняк был осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении и приговорен к смертной казни.
В 2004 году доходный дом И. С. Баскакова, сохраняющий функцию жилого, получил охранный статус объекта культурного наследия.
Фото: Максим Мухин, Архив ЦИГИ