Палаццо Тьене в итальянской Виченце середины XVI века, как известно, не оставило равнодушными наших зодчих-неоклассиков. Особняк, спроектированный в 1912 году Иваном Жолтовским для известного театрала и мецената купца Гавриила Тарасова на Спиридоновке, так буквально цитировал рисунок фасада и структуру ренессансного образца, что коллеги тут же обвинили архитектора в плагиате. Но небо не упало на землю.
Через несколько лет практически в соседнем квартале (Ермолаевский переулок, 17) выросло еще одно сооружение. Единый монолитный корпус доходного дома Московского архитектурного общества возвел Дмитрий Сергеевич Марков, родившийся 30 июня 1877 года.
Москвич, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества вдохновился образом семейного дворца братьев Маркантонио и Адриано Тьене, первым профессиональным успехом легендарного Андреа Палладио.
Палаццо с утрированно тяжелым рельефным рустом цокольного, «боевого», этажа и в обрамлении окон, тонкими плоскими пилястрами, выступающим карнизом представляло собой традиционную флорентийскую аристократическую резиденцию, которую пожелали иметь и венецианские нобили.
Подобное здание строгого, сдержанного характера достойно было стать и рекламой профессионального сообщества московских архитекторов, более того, программным олицетворением деятельности этой организации.
Дмитрий Марков в 1911 году принял участие в товарищеском архитектурном конкурсе на проект доходного дома в Ермолаевском переулке, название которому дала деревянная церковь XVII века, во имя Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте.
В творческом соревновании Марков смог обойти известных архитекторов братьев Александра, Виктора и Леонида Весниных, получивших вторую премию.
В первые десятилетия ХХ столетия в недрах модерна рождался интерес к античной традиции, классическим формам. В моду входили ретроспективные художественные настроения. Стилевой феномен модернизированной классики получил название «неоклассицизм». Произведение Дмитрия Маркова, вольная интерпретация европейского оригинала позднего Возрождения, органично вписалось в эту концепцию.
Копируя палаццо Тьене, победитель архитектурного конкурса воспроизвел его не с музейной точностью, как это проделал Иван Жолтовский, а внес свои изменения. По сравнению с прототипом был увеличен размер здания: если у Палладио дом был двухэтажным, то у Маркова этажей стало уже пять. На месте пилястр на фасаде, обращенном на улицу, возникли полуколонны пышного коринфского ордера, объединившие три завершающих этажа.
Стоит заодно напомнить, что «третий брат» палаццо Тьене в 1910–1913 годах, Русский торгово-промышленный банк на Большой Морской, спроектированный Марианом Мариановичем Перетятковичем, появился в Санкт-Петербурге.
В 1914 году руководство Московского архитектурного общества смогло благополучно перебраться из прежнего офиса, располагавшегося до этого по адресу Златоустинский переулок, 4, в новую коммерческую недвижимость. Клуб общества занял помещения второго этажа неоклассицистического палаццо. Остальные этажи предусматривались как коммерческие и сдались внаем.
Первое российское объединение архитекторов и инженеров-строителей было основано в 1867 году благодаря темпераментному энтузиазму и по инициативе Михаила Доримедонтовича Быковского, ученика Доменико Жилярди, автора усадьбы Марфино и Ивановского монастыря. Первое время группа единомышленников собиралась в квартире архитектора, затем встречались в помещениях Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
На создание общества дал разрешение Александр II, он же утвердил его устав. Пост председателя МАО первые два года существования организации, призванной «содействовать разработке и распространению в России художественных и технических познаний, относящихся до архитектуры», занимал Быковский. За время существования МАО провело в Москве и Петербурге четыре съезда, принимало участие в Политехнической выставке 1872 года, выпускало «Ежегодник МАО», организовывало крупнейшие архитектурные конкурсы. В разное время председателями МАО становились архитекторы Николай Шохин, Дмитрий Чичагов, Франц Шехтель, Александр Кузнецов, Алексей Щусев. Членами МАО — Иван Жолтовский, Лев Руднев, Николай Колли, Иван Фомин, Георгий Гольц, Владимир Гельфрейх, Владимир Щуко и др.
Дмитрий Марков был принят в это профессиональное общество в 1904 году, в 1912 году его избрали ученым секретарем, а в 1922-м — заместителем, «товарищем», председателя академика архитектуры Алексея Викторовича Щусева. В 1914 году МАО выступило инициатором создания комиссии по присуждению премий за лучшие фасады строящихся зданий. После революции, в 1932 году, успев организовать Бюро для уменьшения безработицы для архитекторов, МАО свою деятельность свернуло.
На его смену со временем пришел Союз архитекторов СССР с его московским отделением в составе.
Палаццо же в Ермолаевском переулке, объект культурного наследия федерального значения, заняли московские областные союзы советских художников и скульпторов. В 2003 году здесь открылся Московский музей современного искусства.
Дмитрий Сергеевич Марков (1877–1943), чьим самым известным творением стал доходный дом МАО в Ермолаевском переулке, смог вписаться в советскую административную систему. Архитектор возглавлял проектную группу российско-германского общества «Русгерстрой», позже преобразованного в стройтрест «Теплобетон», участвовал в конкурсе на проект здания библиотеки им. В. И. Ленина, входил в комиссию по реставрации старого здания Московского университета на Моховой, технический совет Строительного комитета ВСНХ РСФСР, работал в Наркомпросе.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com