Дом недели: доходный дом Стуловых в Малом Знаменском переулке
Любитель рыцарей, средневековых замков и соборов, как бы сошедших со страниц романов Вальтера Скотта, Валентин Евгеньевич Дубовской здесь изменил готике с неоклассикой.
Архитектор — автор шестиэтажного дома в Малом Знаменском переулке, 8, одного из самых лучших образцов московского доходного строительства, ныне являющегося частью ГМИИ им. А. С. Пушкина. После реконструкции в нем откроется Дом текста, часть будущего Музейного городка. Под этой крышей будут храниться собрание редких книг и музейные архивы.
В нынешнем году отмечается 145-летие со дня рождения замечательного архитектора, построившего в нашем городе 24 доходных дома, к счастью, до сей поры сохранившихся.
Родился Валентин Дубовской (1877–1931) в Санкт-Петербурге в семье юриста. К занятиям искусством его приохотил родной дядюшка. Программным произведением пейзажиста, передвижника Николая Никаноровича Дубовского стало полотно «Притихло», созданное по этюдам, выполненным на Балтике. Тревожный вид грозовых туч прямо с выставки купил император Александр III, а Павел Третьяков, узнав о монаршем приобретении, немедленно заказал авторское повторение.
Выпускник петербургского Института гражданских инженеров, Валентин Евгеньевич Дубовской быстро нашел себя в качестве проектировщика исключительно многоквартирных и многоэтажных домов. В Москве царил строительный бум.
Проект доходного дома в Малом Знаменском архитектору заказали наследники знаменитого купеческого рода Петр и Николай Тимофеевичи Стуловы. Им принадлежали торговый дом «Т. П. Стулов и Ко», магазины русского и кучерского платья (один на Тверской и два на Ильинке), в ассортименте имеющие «господския поддевки, романовский товар, халаты дорожные». Один из магазинов находился в роскошной гостинице «Лоскутная» в шаговой доступности от Кремля.
Концертные костюмы и обувь в русском стиле у Стуловых заказывали поэты Сергей Есенин и Николай Клюев. Кстати, Николай Стулов проходил воинскую службу в чине прапорщика в подразделении Царскосельского военно-санитарного поезда, где Есенин служил санитаром.
Купцы Стуловы в 1912 году вступили во владение участком с усадьбой, имеющей богатую историю. Место было выбрано, впрочем, не случайно. Отцу братьев, купцу Тимофею Стулову, с 1894 года принадлежал дом по соседству, по адресу Малый Знаменский переулок, 10, где во дворовых строениях располагались мастерские по пошиву платья.
В 1717 году на месте будущего доходного дома Стуловых находился двор «со всяким каменным строением», принадлежавший бомбардир-поручику Преображенского полка Александру Федоровичу Тверитинову. Затем владение в центре Москвы с видом на Кремль было продано «шляхтянке Великого Княжества Литовского» Езовой, та же уступила его графине Апраксиной.
Весь XIX век хозяева сменяли друг друга, каждый внося свои изменения в облик усадьбы. Список их внушителен: профессор Московского университета Р. Г. Гейман, купеческая жена Е. В. Брюшкова, супруга известного московского архитектора Ивана Трофимовича Таманского поручица Таманская, надворная советница К. С. Стефановская, коллежский асессор К. С. Мишин.
Стуловы, вступив во владение усадьбой, к строительству которой, понятно, частично приложил руку упомянутый выше Иван Таманский, все решительно изменили. Старые строения были снесены. Лицо и характер того заповедного, уютного уголка послепожарной Москвы резко поменялись с появлением шестиэтажки, по тогдашним меркам небоскреба.
Фасад здания площадью 12 тыс. кв. м казался в те времена эталоном лаконичности, простоты. Полуциркульную нишу в аттике населила скульптурная композиция с тремя женскими фигурами под кессонированным потолком. Возможно, статуи античных богинь символизировали три человеческих возраста: юность, зрелость и старость.
Заказчики Петр и Николай Стуловы четко сформулировали свои пожелания — каждый этаж должен был представлять определенный стиль. Так, например, входной портал обрамили мощные дорические колонны, отсылающие как к классике, так и к ампиру. Композиционный ритм фасада задали выпуклости эркеров и углубления ниш. Окно над главным входом фланкировано рельефами трубящих Слав.
Хозяева с семьями поселились в десятикомнатных апартаментах, как это было заведено в доходных домах, на самом престижном, третьем этаже. В решении интерьеров особенно участвовал старший брат Петр Тимофеевич Стулов, сам увлекающийся живописью, работающий в акварельной технике.
За декор интерьеров в этом проекте, как, впрочем, и в других проектах Валентина Дубовского, отвечал художник-монументалист Игнатий Игнатьевич Нивинский (1880/1881–1933), выпускник Строгановки. В его портфолио, кроме всего прочего, значилось оформление плафонов и кабинетов гостиницы «Метрополь», интерьеров Музея изящных искусств на Волхонке. Между прочим, Игнатий Нивинский был потомственным интерьерщиком: его отец, поляк по национальности, занимался поставкой мебели и прочих предметов жилого убранства.
В вестибюле дома братьев Стуловых нашли место фигуры атлантов. Потолки, стены, лестничные пролеты покрылись помпейскими росписями и ампирными скульптурными барельефами. И свой определенный облик приобрела каждая квартира: иные были отделаны в ренессансном духе, иные — в готическом.
Валентин Дубовской наполнил дом дубовыми паркетными полами, филенчатыми дверьми, витражами, профилированными карнизами. Разумеется, в распоряжении будущих жильцов имелось как электричество, так и водопровод. Стуловы для своего доходного дома даже заказали в Америке лифт фирмы Otis.
После 1917 года роскошное здание было отдано под коммуналки. Стуловы успели уехать в Германию. Архитектор Валентин Дубовской остался. До своей кончины в 1931 году он успел поработать заведующим строительными отделами «Шатурстроя» и МОГЭСа.
Фото: Максим Мухин, Shakko/commons.wikimedia.org, NVO/commons.wikimedia.org, pastvu.com