Дом недели: дом купца Киппена в Старосадском переулке
В переулках Ивановской горки скрывается маленькая городская усадьба. За парадными воротами — острый клин уютного сквера. В глубине за деревьями просматриваются тосканские колонны главного дома. Обрамляющие его флигели покоятся на белокаменных цоколях. За домом когда-то был обширный сад, тянувшийся до Колпачного переулка.
История этого объекта культурного наследия федерального значения чрезвычайно насыщенна и многослойна. Сегодня дом купца 1-й гильдии Егора Федоровича Киппена (Старосадский пер., 5/8, стр. 5) входит в границы территории объединенной охранной зоны. С конца XVII столетия тут лежали владения Петра Абрамовича Лопухина. Стрелецкий голова приблизился ко двору, стал окольничим, боярином, надзирающим Ямской приказ, когда его племянница Евдокия Федоровна Лопухина вышла замуж за молодого царя Петра Алексеевича. Кроме Ямского внезапно возвысившемуся Лопухину доверили ведение приказа Большого дворца и Дворцового судного приказа.
Наружность царица имела привлекательную, только умом не блистала. Царь Петр заскучал и вскоре оставил супругу, уехав в Переславль строить корабли. Отставку получил и родственник царицы. Мало того, Петр Лопухин в 1695 году был арестован по обвинению «в государственном великом деле» и подвергнут пыткам в Потешном дворе.
Последние свои годы боярин провел в московском доме недалеко от Покровки, где в 1701 году и скончался. Владение перешло сыновьям, отставному прапорщику Андрею Петровичу Лопухину и лейб-медику, гвардии поручику Ивану Петровичу Лопухину.
В середине XVIII столетия участок земли был разделен на две части. К слову, Старосадским переулок стал в 1922 году. В XVII веке он назывался Квасным, потом Кисельным, с XIX века — Космодамианским.
Лютеранская община приобрела у Ивана Лопухина южную часть его родовой усадьбы. В присутствии короля Пруссии Фридриха Вильгельма III в 1818 году здесь была заложена церковь Святых апостолов Петра и Павла и год спустя построена на собранные средства, в том числе живущих в Москве зажиточных немецких семейств. Император Александр I предоставил общине ссуду в размере 40 тыс. рублей. В 1843 году в церкви с органным концертом выступал композитор Ференц Лист.
Оставшиеся от времен Лопухина палаты с пристройкой 1763 года во времена войны 1812 года пережили пожар. Через пять лет во владение северной частью усадьбы вступает купец Егор Киппен и начинает стройку каменного особняка с деревянными перекрытиями в модном в ту пору классическом стиле.
Двухэтажное здание с подвалами с арочными окнами украсил элегантный шестиколонный портик, завершенный гладким антаблементом и фронтоном. Имя автора проекта этого строения, увы, утрачено.
Забегая вперед, скажем, что в процессе исследований 1977 года, проводимых 2-й мастерской института «Росспецпроектреставрация», в доме Киппена были обнаружены фрагмент стены и окно с барочными ушками наличников, относящееся к первой половине XVIII века. Реставраторы тогда подтвердили, что в основу особняка входили остатки старинных лопухинских палат. Дом, впрочем, сохранил следы многочисленных перестроек.
Новый хозяин появился у здания в 1844 году и внес изменения в его архитектуру. Петербургский купец Толль, представитель прибалтийско-немецкой дворянской семьи, возможно голландского происхождения, перестраивает правый флигель, увеличивает его на этаж. Именно при Толле фасадная часть особняка декорируется лепниной, а над входами появляются изящные полуцилиндрические эркеры. Ансамбль обзаводится левым флигелем в 1857 году, когда его пристраивает к дому очередной владелец, коллежский регистратор Чернов. Двухэтажное крыло соединило главный дом с корпусом хозяйственных служб.
В конце XIX века во владение входит Федот Николаевич Конкин. Состоятельный купец имел магазины «готоваго мужскаго, дамскаго и детскаго платья» в Верхних торговых рядах и на Тверской улице. Владелец портновского заведения построил несколько доходных домов. На Покровке в том числе.
Кроме апартаментов, сдававшихся внаем, в этом доме имелись залы, которые также предлагались в аренду — под свадьбы и балы. В нижнем этаже располагался магазин с ателье, где можно было купить или сшить одежду, а также кондитерская, заманивающая публику разнообразными сладостями.
В бывшем доме Киппена Конкин также устроил доходные квартиры, и в таком статусе купеческая недвижимость дожила до революции. А после квартиры стали коммунальными. Планировка и детали интерьера, в том числе угловые печи, облицованные кафелем, филенчатые двери, чугунная лестница, сохранились с конца XIX века.
В настоящий момент здание в Старосадском переулке занимает Московский союз художников. Там, где прежде был усадебный сад, теперь размещается пожарно-спасательная часть №47.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com