search Поиск
Евгения Гершкович

Дом недели: дом Охотникова — Шувалова на Поварской улице

4 мин. на чтение

Слободу, лежащую по соседству с Кремлем, до конца XVII века населяли повара и служащие Государева Сытного двора. Дела минувших дней сохранились в названиях — Поварской улице, Хлебном, Скатертном, Столовом переулках.

Был и Чашников переулок, но его поглотили дальнейшие архитектурные вмешательства.

Целый квартал этой части Москвы сейчас отдан духовной, можно сказать, пище — учреждению отечественного музыкального образования. 2 февраля 1895 года три старшие дочери казенного раввина из Ростова-на-Дону Файвиша Иоселевича (Фабиана Осиповича) Гнесина и певицы, ученицы Станислава Монюшко, Беллы Исаевны Флейтзингер Евгения, Елена и Мария открыли Училище сестер Гнесиных.

На первых порах в маленьком деревянном домике в Гагаринском переулке, доме фон Шлиппе, где появилась соответствующая вывеска, девушки вели занятия, плату за которые брали весьма скромную. Первыми учениками были дети Скрябина.

1895

Гнесины получили консерваторское образование, учились игре на фортепиано. Им преподавали видные музыканты — Василий Сафонов, Антон Аренский, Сергей Танеев. Среди сокурсников — Александр Скрябин и Сергей Рахманинов. Однажды Елена Гнесина подарила Рахманинову подушку с собственноручно вышитыми гладью тремя нотами: ми, фа, соль. Композитор ответил посвящением в три такта.

После кончины отца в 1891 году семья Гнесиных в одночасье лишилась средств. Вот и пришлось крутиться, пытая счастье в семейном предприятии. Впрочем, Москва тогда переживала настоящий образовательный бум.

Старшая сестра Елена Фабиановна Гнесина стала директором и художественным руководителем училища и должность эту занимала целых 72 года. К даме с пышной шевелюрой, талантливой пианистке, заслуженной артистке республики, ученики и ученицы относились с неизменным почтением.

Ее перу принадлежит учебник «Фортепианная азбука».

В Гнесинское училище стремились поступить музыканты, приезжающие в Москву со всей России. И это было первое училище в нашем городе, где появился детский школьный хор.

В 1900 году учебное заведение заняло дом №5 на Собачьей площадке (площадь неподалеку от Поварской улицы, утраченная в 1968 году при строительстве Калининского проспекта, сейчас — Новый Арбат).

1990

После революции Анатолий Луначарский, первый нарком просвещения РСФСР, издал распоряжение, освободившее училище Гнесиных от реквизиции.

В 1919 году оно стало государственным — Второй московской государственной музыкальной школой.

Возросшее количество учащихся требовало площадей — Гнесинке отдали и соседний деревянный домик №7 на той же Собачьей площадке, когда-то уютное жилище писателя Алексея Хомякова, со скрипучей лестницей, ведущей на второй этаж, и крошечным вестибюлем. Довольно скоро Елена Фабиановна Гнесина выступила с инициативой открытия на базе музыкального училища высшего учебного заведения и была поддержана государством.

В 1937 году на Поварской улице, 32, принимаются за строительство классицистического здания Гнесинского института по проекту архитектора Алексея Васильевича Тишина. Для сих действий пришлось снести храм, освященный во имя святых Бориса и Глеба, где хранилась реликвия — образ Спаса Нерукотворного, выполненный иконописцем Симоном Ушаковым в 1685 году.

1968

К сентябрю 1946 года завершилась стройка института — первого здания в центре Москвы, специально созданного для вуза. На его парадном фасаде полуколонны с капителями композитного ордера чередуются барельефами с портретами композиторов — Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и др.

С того момента на Поварской и начинает постепенно формироваться квартал с комплексом зданий Гнесинского института. В 1951 году в его состав включают двухэтажный особняк по адресу Поварская, 30-36, стр. 3.

Судьба этого сооружения тоже была непростой и состояла из построенных в разное время частей.

Одноэтажный каменный дом с подвалом купец Селиверстов поставил здесь, на углу с Малым Ржевским переулком, еще в 1832 году. Тогда уже аристократический район Москвы, где что ни дом, то громкая дворянская фамилия, начинает облюбовывать купеческое сословие.

Генерал-майор, кавалер ордена Св. Георгия Константин Павлович Офросимов в 1838 году вплотную к купеческому владению пристраивает одноэтажный ампирный особняк с мезонином. Впрочем, жить в своем новом доме до поры Офросимов не стал, поселил в нем престарелую экономку. Страдающий суеверием состоятельный генерал надеялся на старинную примету «кто в дом первый войдет, тот в нем первый и умрет».

Надо ли говорить, что экономка пережила самого хозяина.

В 1852 году недвижимость переходит в руки генеральской племянницы, а потом — сенатора, действительного тайного советника, члена Государственного совета Российской империи Владимира Николаевича Охотникова. Последний объединяет владения и в 1892 году заказывает перестройку здания Александру Степановичу Каминскому.

Зодчий сохраняет планировку и фасад офросимовского особняка, сводчатые подвалы Селиверстова, однако угловую часть превращает в башню с высоким куполом, двухколонной лоджией во втором этаже и глухим цоколем. В башне хозяева устраивают домовую церковь.

Вскоре здание достается семейству графа Павла Андреевича Шувалова, видного дипломата, губернатора Варшавы, точно так же, как и Охотников, члена Госсовета. Вторым браком Шувалов был женат на кавалерственной даме Марии Александровне Комаровой, которую описывали как «пышную, неодаренную, павлинообразную женщину, с всегдашним опасением расплакаться».

В 1904 году Шуваловы сдают помещения особняка врачу Федору Андреевичу Гриневскому, устроившему в нем санаторий для пациентов с нервными болезнями. Врач, к слову, приходился троюродным братом писателю Александру Грину, автору «Алых парусов». Санаторий просуществовал здесь недолго — довольно скоро Гриневский организовал такой же в подмосковной усадьбе Гребнево.

После революции особняк Охотникова — Шувалова превратился в советское жилье. Угловую башню, двухуровневое пространство с семиметровыми потолками, винтовой лестницей и огромными окнами, в послевоенные годы заняла семья скульптора Георгия Тоидзе. Под потолком тогда еще висела огромная хрустальная люстра, оставшаяся от Шуваловых, в подвалах до поры хранились корзинки с фарфоровыми сервизами.

В гости к Тоидзе нередко заходила Елена Фабиановна Гнесина.

Сегодня в бывшем шуваловском особняке, объекте культурного наследия федерального значения, расположен концертный зал Института им. Гнесиных, так называемая Музыкальная гостиная дома Шуваловых.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com

Подписаться: