Евгения Гершкович

Дом недели: дом-самолет на 1-й Фрунзенской

3 мин. на чтение

Не все следы строительного бума в Москве 1920–1930-х годов сгинули безвозвратно. Главный павильон Постоянной всесоюзной строительной выставки на 1-й Фрунзенской улице, 3а, стр. 1, очевидный баловень судьбы. Он имеет статус ОКН, и ему предстоит реставрация.

Весной 1930-го Кремль утвердил программу индустриализации страны, предусматривающую создание промышленного потенциала, строительство гидроэлектростанции, объектов черной и цветной металлургии.

Тогда же было решено организовать Всесоюзную строительную выставку. Тем летом советским гражданам представили образцы строительных материалов, облегченных конструкций стен — тех, что уже применялись, и тех, что еще предстояло внедрить. Достижения отрасли в течение трех месяцев демонстрировались в одном из павильонов Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки на Крымском Валу, там, где сейчас парк Горького.

Экспозиция на площади 1500 кв. м делилась на три зала и секции: жилищное строительство, санитарная техника, конструкции, механизация. На следующий год опыт повторили, удвоив площадь и расширив пространство экспозиции до шести залов.

1934

Социалистическое строительство шло с размахом, индустрия развивалась, надо было пропагандировать в массах передовой опыт ударного труда.

В 1932 году нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе распорядился выделить участок под строительство постоянной выставки. Место на противоположном берегу Москвы-реки, где прежде были свалка и огороды, подыскал директор выставки Яков Лернер. Конкурс на проект выиграла мастерская под руководством братьев Весниных, Леонида, Виктора и Александра, архитекторов, еще несших знамя конструктивизма.

Выставочный комплекс занял 28 га — целый квартал Хамовников. Состоял он из восьми павильонов с отдельными входами, но на уровне второго этажа соединяющихся навесными галереями-переходами. Павильоны — по четыре с каждой стороны — симметрично фланкировали внутренний двор, где экспонировалась крупногабаритная техника. Прямоугольник замыкал главный павильон.

В те годы новые здания нередко приобретали формы, оценить символизм которых в полной мере можно было лишь с высоты птичьего полета. На улицах советских городов появлялись дома-паровозы, дома-трактора, дома-пули, дома в форме подковы, серпа и молота. Главный павильон постоянной строительной выставки спроектировали в виде самолета с крыльями и носом.

Авторами называют сотрудников веснинской мастерской, архитекторов Анатолия Корбута-Смирнова и Семена Лященко. Генплан разрабатывал ученый секретарь Академии строительства и архитектуры, доктор технических наук Генрих Маврикиевич Людвиг в тресте «Госпроектстрой-2».

Любопытно, что президент Турции Кемаль Ататюрк пригласил Генриха Людвига в Анкару, чтобы изменить архитектурный облик столицы. По проекту Людвига там было построено в 1924 году советское посольство.

Выпуклый фасад здания с гладкими стенами украшал фриз с многофигурным бетонным барельефом «Индустрия социализма» скульптора Исаака Абрамовича Менделевича.

1940

В прошлом году фрагмент этого сложного рельефного панно, где восемь рабочих выплавляют сталь, показали на выставке «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже. Экспонат предоставила компания «Оргмонтажпроект».

Официально Постоянная всесоюзная строительная выставка открылась 25 января 1935 года. Также были планы накрыть павильоны гигантским стеклянным куполом, построить новые выставочные корпуса, и мастерская братьев Весниных даже подготовила соответствующий проект, но он реализован не был.

В 1937 году в павильонах развернулась грандиозная художественная выставка «Индустрия социализма», приуроченная к 20-летию Октября, с тематическими разделами «Большевики открывают природное богатство страны», «СССР становится металлическим», «Социалистическая реконструкция сельского хозяйства», «Индустрия крепит оборону нашей великой родины», «Освоение Севера и Арктики», «Жить стало лучше, жить стало веселее» и раздел сатиры «Огонь по врагам».

Молодой скульптор Дулевского фарфорового завода Алексей Сотников выставил метровую фигуру «Сталин» и маленькую статуэтку «Пляшущий казачок». В том же году застрелился Серго Орджоникидзе, куратор строительной выставки от ЦК ВКП(б).

Строительную выставку должны были перенести на ВСХВ в 1940-е годы, выставочный комплекс в Хамовниках демонтировать, а территорию отдать под жилое строительство, но тогда все это не произошло. Эвакуированная на Урал экспозиция возвратилась на прежнее место. На территории построили оранжерею, где выращивали цветы. Вскоре вокруг выставки стало появляться жилье.

В 1950-е годы крестообразный в плане павильон отдали научно-исследовательскому институту «Изотоп». Рядом построили двухэтажное здание для конструкторского бюро Министерства среднего машиностроения, закрывшее полукруглый нос дома-самолета. Остальные павильоны претерпели существенные изменения. На их площадях уже в 1992 году расположилась выставка «Росстройэкспо».

Дом-самолет ветшал. Был разобран балкон, пробиты оконные проемы, протекала крыша, поизносились деревянные балки перекрытий, оригинальные столярные переплеты сменили пластиковые стеклопакеты.

В апреле 2012 года конструктивистскому зданию главного корпуса строительной выставки присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения. Через три года архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект реставрации, но он не осуществился. Однако все же есть надежда, что облик дома-самолета сохранится. Новый проект реставрации компании Aeon готов к реализации.

Исторический объект будет окружен многофункциональным жилым комплексом по проекту архитектурного бюро «Цимайло Ляшенко и партнеры». Восстановленный Российской ассоциацией реставраторов барельеф «Индустрия социализма» займет свое прежнее место на полукруглом носу дома-самолета.

Фото: Мезонпроект, mos.ru, vk.com/dom_samolet, pastvu.com, Максим Мухин

Подписаться: