Дом недели: дом Шамзарова на Чистопрудном бульваре отремонтируют
Чистопрудный бульвар нашпигован достопримечательностями. Буквально со всех сторон памятники архитектуры, истории и культуры, стоящие на красной линии. Тут тебе и древний храм, и старинный кинотеатр, переделанный под театр, и знаменитый Наркомпрос, где служила Надежда Крупская.
Однако ценные постройки имеются и среди стоящих на второй линии бульвара. Вот, например, нашел же город возможность отремонтировать строение 4 во дворе дома 11 по Чистопрудному бульвару. Казалось бы, непримечательное особо кирпичное шестиэтажное здание с единственным подъездом и табличкой на фасаде «Памятник архитектуры». Стены, как обещают, будут очищены и перекрашены, обновятся карнизы, инженерные коммуникации, системы водоснабжения, отопления, канализации. Также починят трубопроводы, заменят плитку на лестничных клетках и сами лестницы приведут в порядок.
О памятнике сведений, увы, не так много. Известно, что в 1996 году в нем проводилась реконструкция, при которой был сбит исторический декор фасада, почти все барочные наличники в том числе. И тогдашний собственник якобы только в процессе работ узнал, что имеет дело с перестроенными в конце XIX века белокаменными палатами XVII века, 1690-е годов, если точнее. Эти стены могли запросто помнить светлейшего князя Александра Меншикова, купившего землю поблизости, и частенько проезжавшего мимо молодого Петра I, державшего путь к Немецкой слободе.
История сохранила воспоминание о том, что в 1830–1840-х годах в этом домике жил и работал итальянский скульптор Джованни Витали, сын формовщика Пьетро Витали.
Ставший в России Иваном Петровичем, Витали, автор многих известных произведений, в том числе бронзового фонтана на Театральной площади, напротив Большого театра, а также Никольского водоразборного фонтана, так хорошо просматривающегося из подвалов Лубянки. Впрочем, в 1934 году Лубянскую площадь подвергли реконструкции, и фонтан перенесли в Нескучный сад. До нынешних дней дошли чаша из красного полированного гранита и фигурки четырех мальчиков — аллегорий русских рек Волги, Днепра, Дона и Невы. Монументалист Иван Петрович Витали долго обитал в Москве, совсем было уж обрусел, однако жену привез из родной Италии, причем девушку довольно простого происхождения, едва ли не крестьянского. Образ Аделаиды Осиповны Витали увековечил замечательный художник Петр Соколов в тончайшей акварели 1838 года. Семья жила в доме на Чистых прудах и только в 1841 году перебралась в Санкт-Петербург, где Иван Петрович Витали удостоился звания академика и профессора Петербургской академии художеств, выполнил рельефы «Поклонение волхвов» и «Св. Исаакий Далматский» на фронтонах Исаакиевского собора.
Московский же особняк в 1870 году перестраивает новый домовладелец, М. З. Шамзаров. Дом, состоящий из 11 квартир, стал доходным.
Теперь по адресу числится бизнес-центр класса «В» под названием ни много ни мало «Дом Витали», радушно предлагающий аренду офисных площадей.
Ну и уж раз речь зашла, стоит коротко рассказать о сооружении, загораживающем вид перестроенных палат публике, гуляющей по бульвару. Это некогда дом вдовы гвардии-ротмистра Анны Ивановны Балашовой. Думая о беззаботной старости, она вложила наследство от покойного мужа в основательную перестройку уже существующего четырехэтажного здания середины XIX века, превратив недвижимость в меблированные комнаты.
В 1940 году здание пережило очередное обновление, увеличилось на два этажа, куда въехали сотрудники Наркомата вооружения. И туда же, причем исключительно на эти два верхних этажа, провели лифт. Лифтовую шахту расположили со стороны двора.
В доме имелся «генеральский» подъезд и проживали важные чины, в том числе Дмитрий Федорович Устинов, нарком вооружений, в конце 1970-х годов ставший министром обороны СССР. Тогда же дом 11 по Чистопрудному бульвару оказался в ведении Министерства черной металлургии, устроившего здесь гостиницу, а прежних жильцов выселившего в новые квартиры.
Фото: «Москвич Mag»