Евгения Гершкович

Дом недели: дом Юшкова на Мясницкой

5 мин. на чтение

Бобров переулок в этой точке перетекает в Мясницкую. Угол элегантно оформлен полуротондой в обрамлении четырех ионических колонн на высоком цоколе. Симметричные «крылья», увенчанные фронтонами, вторят красным линиям улиц. Словом, подобные дома, а чаще дворцы, в Москве называли наугольными.

Действительно, дворцовые признаки находят в этой монументальной четырехэтажной постройке зрелого классицизма законченное выражение. Авторство здания (Мясницкая, 21, стр. 1) приписывается архитектору Василию Ивановичу Баженову, впрочем, документов, подтверждающих это, нет.

Объект культурного наследия федерального значения недавно пережил реставрацию. Были расчищены фасады, укреплена кирпичная кладка, приведены в порядок деревянные двери, окна, наличники, ограждения балконов парадного этажа, балюстрада и белокаменные колонны.

1896

Заказчик Баженова — Иван Иванович Юшков (1710–1786). Генерал-поручик, тайный советник, с октября 1764 по апрель 1773 года занимал пост московского гражданского губернатора.

Юшковы — знатный дворянский род, внесенный в Бархатную книгу, вел свое начало от князя, выехавшего из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Донскому и там крестившегося под именем Стефана. Старший сын Стефана получил имя Юрий. От него столбовые дворяне Юшковы и пошли.

Государеву службу Иван Иванович Юшков начинал с прапорщика Суздальского пехотного полка. Потом он состоял пажом при комнатах дочерей царя Ивана V, царевен Екатерины и Прасковьи, затем получил чин секунд-­майора. Карьера постоянно и довольно поспешно шла в гору. Юшков отметился в Юстиц-коллегии в качестве советника. Однажды в учреждение прибыл нарочный из Сената. И надо ж так случиться, что на месте не оказалось ни одного юриста. Конфуз. Сотрудники принялись объясняться. Юшков, например, оправдался тем, что у него в доме в тот день обвалился потолок.

1912

Однако в 1753 году Иван Иванович уже главный судья Судного приказа. Современник припечатал его следующей характеристикой: «Добрый и не мздоимщик и знающий по крайней мере российские законы человек. Но ленивый, праздный и нетвердый судья».

В 1760 году он президент Камер-коллегии, занимается контролем за сбором налогов. Тогда с Юшковым, человеком состоятельным, уже московским губернатором, приключился очередной конфуз. Его уличили в участии в запрещенных карточных играх. Но как-то и это загладилось.

Участок земли «в четвертом квартале церкви Флора и Лавра, что у ворот Белого города» был приобретен в результате удачной женитьбы на графине Настасье Петровне Головиной. До того владение пребывало в руках бригадного генерала Федора Ивановича Дмитриева-Мамонова, участника Персидского похода и Полтавской битвы.

Соседний переулок, ныне Бобров, тогда стал называться Юшковым и таковым оставался до 1922 года.

1950

В обществе Иван Иванович слыл масоном. За домом на Мясницкой, где проходили тайные собрания, закрепилось название «масонский дом генерала Юшкова». Василий Баженов, как и его клиент Юшков, тоже был масоном, тогда впавшим в немилость у императрицы Екатерины II. Архитектора обвинили в посредничестве между критиком и книгоиздателем Николаем Новиковым, казначеем масонского кружка, и цесаревичем Павлом Петровичем, которому прочили место Великого мастера. Мистику Екатерина не одобряла. Баженова отстранили от государственной службы.

По одной из версий, Иван Иванович Юшков поддержал опального товарища по ложе и дал ему заработать. Проект был окончательно реализован к 1790-м годам, когда заказчик уже скончался. Впрочем, он успел пожить в нижних этажах. Верхние тогда еще отделывались.

В права наследия вступил младший сын, Петр Иванович Юшков, тайный советник. Известно, что он держал крепостные хор и оркестр, обожал приемы и пышные балы, поражавшие воображение свидетелей: «Он в 1811 году давал у себя на даче в течение трех недель сряду 18 балов, с фейерверками и музыкой в саду, так что окрестные фабрики перестали работать, ибо фабричные все ночи проводили около его дома».

Дворец чудом пережил пожар 1812 года.

Впрочем, при Петре Юшкове не прекращались и собрания вольных каменщиков на Мясницкой, непосредственно в зале-ротонде, символизирующей храм «Истинного света». Говоря об угловом ее положении, стоит напомнить, что и наугольник считался у масонов одним из важных инструментов бога.

Образ жизни, который вел Юшков, приблизил его к полному разорению. Помещения дворца пришлось сдавать внаем, в том числе магазину купца Андрея Кригера, торговавшего французскими винами, и конторе по продаже английского полотна. Много позже в романе в стихах «Спекторский» Борис Пастернак упомянет Мясницкую: «Когда-то дом был ложею масонской. Лет сто назад он отошел в казну».

В 1843 году здание приобретает Московское художественное общество, где на базе рисовального «художественного класса» создается училище живописи, ваяния и зодчества. Ставшее одним из ведущих учебных заведений Российской империи, училище прославилось своими выпускниками: Шишкиным, Серовым, Нестеровым, Шехтелем, Левитаном, братьями Коровиными.

В 1894 году этаж надворного флигеля заняла семья преподавателя фигурного класса Леонида Осиповича Пастернака, отца поэта. Когда в 1902 году флигель училища сломали, Пастернаки переехали на четвертый этаж главного здания. Казенную квартиру переоборудовали из трех классных комнат и аудитории.

В 1918 году на базе училища был организован ВХУТЕМАС, где располагалось и общежитие студентов. 25 февраля 1921 года сюда неожиданно приехал товарищ Ленин. «Раз вечером захотелось Ильичу посмотреть, как живет коммуной молодежь», — вспоминала Надежда Константиновна Крупская.

Ученик Малевича художник Сергей Сонькин живо описал тот день, вернее ночь: «У нас только что кончилось собрание ячейки. Я по обязанности завклуба пошел закрывать парадную дверь, выходящую на Мясницкую. Было уже около одиннадцати часов вечера, и меня немного удивил стоявший в такое позднее время автомобиль у нашего дома.

Догоняю на дворе ребят, сообщаю об автомобиле. По темной лестнице поднимаемся к себе в комнату. Впереди нас какие-то четыре фигуры ощупью тоже пробираются наверх. Добравшись до площадки, одна из четырех фигур, идущих впереди вас, чиркает спичкой и рассматривает номера квартир.


При свете спички разглядел лицо, очень напоминающее лицо Ленина (он как раз зажигал спички), и я побежал скорее наверх, чтобы посмотреть при свете огня. <… > Коренастый мужчина в меховой шапке, с высоко поднятым воротником — раскланивается со всеми: “Здравствуйте, здравствуйте”. Вглядываюсь…  Как будто? Нет…
— Ребята, а ведь у нас Ленин!
Все в кучу. Никто не верит.
Наконец гурьбой, подталкивая друг друга, вваливаемся.
— Здравствуйте, товарищ Ленин! Мы вас не узнали. Нам всем хочется с вами поговорить.
Переводим дух — все слова вышли.
Владимир Ильич внимательно и с веселым лукавством оглядывает нас и спрашивает:
— Ну что же, расскажите, как живете».

В 1926 году ВХУТЕМАС реорганизовали во ВХУТЕИН.

Через 16 лет под сводами бывшего дворца Юшкова расположился Московский механический институт, теперь МИФИ. В 1962 году помещения занял Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по отраслевым автоматизированным системам управления. С 1989 года здесь находится Российская академия живописи, ваяния и зодчества, основанная Ильей Глазуновым.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com

Подписаться: