Евгения Гершкович

Дом недели: городская усадьба Соймонова на Малой Дмитровке

4 мин. на чтение

Круглая дата — 270 лет со дня рождения — счастливый повод вспомнить обладателя тончайшего вкуса, талантливого автодидакта из Торжка Николая Александровича Львова (1753–1804).

Его сравнивали с Леонардо, Моцартом, Палладио, чей легкий и живой дух уловил наш герой, человек всеядный, яркий, жизнерадостный. Все науки — архитектуру, живопись, рисунок, химию, археологию, геологию, механику, даже музыку (писал оперы) — Львов изучал самостоятельно. По свидетельству биографа, он «везде все видел, замечал, записывал, рисовал и где только мог и имел время, везде собирал изящность, рассыпанную в наружных предметах».

Покровительствующий Львову светлейший князь Александр Андреевич Безбородко пригласил щедро одаренного природой выходца из дворянской семьи среднего достатка в Италию, где они в том числе посетили Виченцу, исследовали постройки Андреа Палладио. Через 17 лет Львов публикует собственный перевод на русский язык первой книги трактата XVI века «Четыре книги Палладиевой архитектуры», сопроводив текст своими же чертежами и рисунками.

1920

Проштудировав наследие позднеренессансного зодчего критическим взглядом, обнаружив в его творениях чрезмерную академическую правильность, даже следы однообразия, Николай Александрович Львов предложил собственную интерпретацию палладианской виллы, став, по сути, «отцом» русской усадьбы, того целостного архитектурного ансамбля, гармонично сочетавшего красоту и пользу.

Дворяне отдавали должное приветливому образу белоснежного особняка с изящным колонным портиком, поставленного на возвышенности, в обрамлении парков, прудов и тихих рек. Круглый купольный храм, итальянскую ротонду, мастер приспособил к российским ландшафтам, холодному климату.

Замечательными усадебными проектами Львов щедро одарил родную Тверскую губернию, особо впечатляющим среди них, без сомнения, стал дворцовый ансамбль под Торжком, Знаменское-Раек, с обширным парадным двором.

1980

Львов был к тому же весьма плодовит. За годы неустанного творчества зодчий создал более восьми десятков проектов. В Санкт-Петербурге построил здание Почтового стана, ворота Александро-Невской лавры. Его авторству принадлежит Приоратский дворец в Гатчине, где была им внедрена инновационная технология. Стены здания Львов сложил из землебита — спрессованного суглинка, пропитанного известковым раствором. Он изобрел воздушное отопление — композитное кровельное покрытие, так называемый каменный картон.

В нашем городе и его окрестностях также имеются творения Николая Львова. Историки приписывают архитектору проект перестройки главного дома усадьбы Александра Николаевича Соймонова на Малой Дмитровке (д. 18, стр. 1), сейчас объекта культурного наследия федерального значения. В основе его палаты XVIII века, которые палладианец Львов в 1780-е годы спрятал под классическими ордерными «одеждами».

На красную линию улицы симметрично выходят торцы двух флигелей (первоначально один из них был деревянным), образующих парадный курдонёр. Арочными переходами они соединились со зданием, утопленным в глубину двора. Фасад дома с мезонином, c весьма лаконичным декоративным убранством, был украшен стройным шестиколонным тосканским портиком (позднее замененным на дорический), взгроможденным на высокий цоколь с входной группой. Фронтон отмечен вензелем и гербом. Оконные проемы чередуются со строгими пилястрами. Парковый фасад был завершен террасой и пологим пандусом (теперь лестницей). Парк разбили на месте большого огорода, ранее занимавшего этот квартал старинного Земляного города.

Представители дворянского рода Соймоновых находились в числе клиентов Николая Львова. Для действительного тайного советника, сенатора, статс-секретаря Екатерины II Петра Александровича Соймонова архитектор строил в Петербурге усадебный дом на Выборгской стороне. Вероятно, здание на Малой Дмитровке архитектор строил по заказу этого представительного семейства.

В начале XVIII века владельцем имения становится племянник важного государственного деятеля, Александр Николаевич Соймонов (1780–1856), подполковник, помещик Московской, Пензенской, Нижегородской и Владимирской губерний. Его роман со вдовой бригадира Василия Дмитриевича Лобкова, Анной Ивановной Игнатьевой, браком не увенчался, однако у них родился сын Сергей. За весьма значительное денежное пожертвование Соймонов приписал мальчика к польской дворянской фамилии Соболевских и даже присвоил фамильный герб. Сергей Александрович Соболевский (1803–1870) стал известным библиофилом и библиографом, близким другом Пушкина, неоднократно расстраивающим дуэли поэта.

Соболевский хоть и относился к отцу, женившемуся на Марии Александровне Левашовой, прохладно, в доме на Малой Дмитровке его, однако, нередко навещал.

Историк и публицист Борис Чичерин в мемуарах составил картину жизни семейства: «На Малой Дмитровке, в прелестном доме с большим садом жили Соймоновы, которые со старым московским радушием соединяли утонченное изящество форм. Балов они не давали, но каждый вечер в их гостиную съезжались и светские люди, а иногда ученые и литераторы. Ласковость и приветливость хозяев делали то, что все у них чувствовали себя свободными; разговор всегда был оживленный; все в этой гостиной дышало какою-то сердечной теплотою. Старик Александр Николаевич, отец известного С. А. Соболевского, был совершенный маркиз XVIII века, с утонченными манерами, всегда веселый и живой. Он до 70 лет каждый день ездил верхом по московским улицам. Жена его Марья Александровна, рожденная Левашева, высокая, стройная, до старости носившая печать прежней красоты, была олицетворением сердечной чистоты и невинности. Умной и приятной собеседницей была замужняя дочь Сусанна Александровна Мертваго. Но красой семьи была другая, незамужняя дочь, уже довольно пожилых лет, Екатерина Александровна, женщина умная и образованная, с отличным сердцем, с приятным светским разговором, прекрасная певица».

В 1820 году здесь поселился племянник хозяина, Михаил Фотьевич Митьков. Офицер, участник войны 1812 года и взятия Парижа был сторонником введения республиканского правления, одним из организаторов Северного тайного общества. В доме у дядюшки племянник устраивал собрания будущих декабристов. Десять лет Митьков отбыл на каторге в Нерчинских рудниках.

В 1834 году имение перешло в руки жены гвардии ротмистра Ильи Федоровича Ладыженского, Варвары Дмитриевны, урожденной Воейковой, как раз и внесшей изменения в рисунок львовского фасада, затеявшей перестройку уличных флигелей. В саду архитектор Анатолий Оттович Гунст тогда же строит служебные корпуса.

Андрей Васильевич Каншин, губернский секретарь, владелец Верхне-Амурской золотопромышленной компании и хозяин усадебного ансамбля на Малой Дмитровке с 1870-х годов, для переделки интерьеров нанял Августа Егоровича Вебера, только что переехавшего в Москву из Вены архитектора, приступившего к проекту гостиницы «Славянский базар».

В Историческом музее хранится акварель неизвестного художника. На ней изображена гостиная в доме Соймонова с портретами хозяев кисти Козины Шандора на гладких стенах искусственного мрамора. Расстановка мебели тут не симметричная, как было принято несколько ранее, но свободная. Под потолком с помпейской росписью пол наборного паркета.

Разумеется, столь нарядное убранство после революции не могло не привлечь Свердловский райком КПСС, переросший из партячейки. Некоторое время дворцовое здание на Малой Дмитровке и занимал Центральный совет Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость. АФК «Система», структура, которой был передан памятник в 2001 году, провела в нем научную реставрацию.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com

Подписаться: