Дом недели: храм Покрова в Филях
Крестьяне из деревни Рязанской губернии носили фамилию Ярышкиных и даже помыслить не смели о том, что однажды их род может вознестись не то что до царских высот, а даже и до дворянского статуса.
Это одна из версий происхождения фамилии Нарышкиных, которую прежде всего прославила Наталья Кирилловна, которая вышла замуж за царя Алексея Михайловича и родила сына, ставшего императором Петром I.
Нарышкинское барокко, нарышкинский стиль — искусствоведческие определения, зафиксировавшие этап долгих исканий древнерусских зодчих, также немало увековечили род, приобретший знатность, разумеется, не внезапно.
Вторая вариация гласит, что Нарышкины-де ведут свою историю от татарина Нарышки, в 1465 году прибывшего в Москву из Крыма.
И все же своим возвышением семейство обязано монаршему браку, совершившемуся в 1671 году, когда думный дворянин Кирилл Полуэктович Нарышкин выдал свою дочь за царя и через год, когда родился Петр, получил почетное место за царским столом, множество имений и боярскую должность окольничего. Когда ж миновал еще год, Кирилла Нарышкина назначили главным судьей в Приказ Большого дворца.
Во время бунта 1682 года, последовавшего за смертью царя Федора Алексеевича, стрельцы жестоко расправились с двумя отпрысками Нарышкина, Иваном и Афанасием.
Еще два сына, ставшие свидетелями зверской казни над братьями, стольники Мартемьян и Лев Нарышкины, спаслись.
Лев Кириллович Нарышкин (1664–1705) во время стрелецкого бунта схоронился в покоях царицы, где истово молился перед образом Спаса Нерукотворного, милости которого впоследствии приписывал свое счастливое избавление от смерти.
Отбыв недолгий срок в ссылке в Пустозерске, Нарышкин возвратился в столицу, чтобы стать особо приближенным к царице, получить боярина и возглавить Посольский приказ.
В 1689 году Нарышкину были пожалованы Кунцевская вотчина и ее центр, древнее село Фили. Лев Кириллович разбивает на этих землях, некогда принадлежавших боярам Милославским, обширный парк с прудами и отстраивает хоромы.
Тут же ветшала деревянная церковь, разобрав которую Нарышкин начинает возведение нового, каменного храма, освященного во имя Покрова Богородицы (ул. Новозаводская, 6).
В настоящий момент город приступил к реставрационным работам объекта культурного наследия федерального значения — храма Покрова в Филях, приведению в порядок его фасадов, кровли, гидроизоляции и лестницы.
Нарышкин на первом этаже сохранил название прежней деревянной церкви — Покрова Богородицы. Верхнюю же церковь благодарный Лев Кириллович посвятил образу Спаса Нерукотворного, уберегшего его от верной гибели.
Точной даты постройки величественного храма мы не знаем. Все бумаги по имению в Филях погибли в пожаре, случившемся в городском доме Нарышкиных. Однако сохранились старинные лампады, изготовленные к открытию церкви. На них едва просматриваются цифры — 1694.
Четыреста червонцев пожаловал дядюшкиной церкви порфироносный племянник, царь Петр Алексеевич. Средства пошли на украшение. Символы самодержавия, корона и двуглавый орел увенчали центральную и западную главы нарядного храма на берегу Москвы-реки.
«Восьмерик на четверике». К этому архитектурному типу принадлежит храм Покрова в Филях. Именно с этим памятником прежде всего принято связывать нарышкинское барокко — стиль, в котором присутствуют черты барокко, то самое «русское узорочье», щедро нашпигованное нарядным декором из затейливых наличников, ажурных колонок, украшений из красного кирпича, белого камня, поливных изразцов. Термин приобрел хождение и укрепился с 1920-х годов, после скрупулезного изучения специалистами именно ярусного центрического храма, построенного Нарышкиным.
Каменная церковь, «честна, мерна, стройна, благочинна», увенчанная пятиглавием, окружена галереей, объединена с колокольней. Белокаменные лестницы с неторопливым ритмом ступеней ведут в верхний храм. Витражи в окнах разливают приглушенный свет, вспыхивающий на золотых окладах икон, украшенных выпуклыми гроздьями винограда и листьями аканта.
Конец XVII столетия — время, когда Россия активно развивала культурные связи с Европой, Польшей, Голландией, Украиной, Белоруссией. В Москву устремлялись иноземные мастера, иноземные традиции охотно впитывались русскими умельцами.
Имени автора храма в Филях история нам не сохранила. Достоверных фактов нет, но среди предполагаемых его создателей — Яков Бухвостов или Петр Потапов. Зодчих считают причастными к строительству храма Иконы Божией Матери «Знамение» на Нарышкином дворе, сходство с церковью в Филях которого бесспорно.
Зато установлено авторство пышного резного убранства храма и иконостаса. Имя мастера Карпа Ивановича Золотарева обнаружилось на распятии, завершающем иконостас. Золотарев руководил художественной мастерской при Посольском приказе, выполнял «всякие государя живописные дела беспрестанно», украшал царские грамоты, книги, резал киоты, мебель, иконостасы. Учился Карп Иванович, по-видимому, у белорусских мастеров и успешно перенял у них тайны искусства скульптурно-объемной резьбы.
Иконы в местном ряду храма Покрова в Филях соименны членам семейства Нарышкиных Льву Кирилловичу, царице Наталье Кирилловне, ее сыну Петру и, соответственно, царю Алексею Михайловичу.
Во время наполеоновского нашествия солдаты устроили в нижнем (отапливаемом) храме конюшни, в верхнем — швальню (портняжную мастерскую), тем самым нанесли значительный вред церковным интерьерам.
Во время Великой Отечественной войны до 1943 года в храме в Филях был развернут лазарет, а потом, с 1963 года, храм выполнял функцию склада бумажных изделий.
В 1972 году при реставрации иконостаса под слоями олифы на двух иконах местного ряда — «Апостолы Петр и Павел» и «Иоанн Предтеча и Алексей Человек Божий» — специалисты наткнулись на автограф того самого Карпа Золотарева.
Фото: Евгений Чесноков, shutterstock.com, pastvu.com