Евгения Гершкович

Дом недели: ипподром на Беговой улице

3 мин. на чтение

Будучи уже академиком Академии архитектуры, заслуженным деятелем искусств, на закате лет Иван Владиславович Жолтовский занимался зданием Московского ипподрома.

Примечательно, что с темы коннозаводства и коневодства начиналась карьера влиятельнейшего советского зодчего. Выигранный им в 1905 году конкурс на проект павильона Скакового общества завершился реализацией. Павильон на Скаковой улице стал первой самостоятельной постройкой Жолтовского. Пример свободной композиции форм русского ампира и итальянского ренессанса прославил автора и весьма его окрылил.

В штаб-квартире Московского скакового общества находились канцелярия, залы заседаний, кабинеты членов организации, основанной в 1831 году. Архитектор предусмотрел здесь и полукруглый балкон, с которого удобно было наблюдать за скачками на ипподроме.

Ипподром, открывшийся (кстати, ставший первым в мире) в сентябре 1834 года в южной части Ходынского поля, занимал площадь в 122 десятины. К тому времени эта городская окраина давно уже была приспособлена под конные состязания.

Зачинателем ипподрома, к слову, можно считать Алексея Григорьевича Орлова. Граф был не только основателем конного завода, где выводились выносливые орловские рысаки, но и инициатором первых конских бегов на Москве-реке.

Считается, что орловская порода возникла в результате скрещивания европейских коней и выносливых чистокровных арабских скакунов, в частности купленной у турецкого султана лошади по кличке Сметанка.

Ипподромов на Ходынке появилось даже целых два: рысистый для проверки лошадей, запряженных в экипаж, на резвость и выносливость в беге рысью, и скаковой для испытания животных под всадником — жокеем. За всем происходящим на овальном скаковом поле публика наблюдала с трибун — двухэтажных беседок.

Здание же самого ипподрома, окруженное забором, украшенное четырехколонным портиком и парой башен, появилось к 1899 году. Оно было построено архитекторами Иваном Тимофеевичем Барютиным и Семеном Федоровичем Кулагиным при участии Сергея Матвеевича Жарова. Две конные квадриги авторства скульпторов Константина Клодта и Сергея Волнухина завершали башни ипподрома. Пилоны со скульптурной композицией «Диоскуры, укрощающие коней» украсили начало Беговой аллеи, ведущей к месту проведения гладких скачек, стипль-чезов, конкуров, рысистых бегов. Впрочем, скаковое поле использовалось для проведения и других мероприятий — запуска воздушных шаров, показательных полетов на аэроплане, военно-учебных занятий и митингов трудящихся. Однажды с трибуны ипподрома с речью даже выступал В. И. Ленин.

В 1949 году случился пожар, в результате чего ипподром изрядно погорел. Мастерская-школа академика Ивана Владиславовича Жолтовского (1867–1959) тогда и занялась восстановлением утраченного объекта.

Московский ипподром волею судеб стал последним масштабным проектом в карьере преданного палладианца, которого нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский некогда представлял Ленину: «Горячо рекомендую Вам едва ли не самого выдающегося русского архитектора, приобретшего всероссийское и европейское имя — гражданина Жолтовского».

Совместно с Жолтовским над реконструкцией здания шесть лет работали архитекторы Петр Иванович Скокан и Всеволод Леонидович Воскресенский. В отличие от сгоревшего строения новое, образец пышного сталинского монументализма, теперь имело не две, а одну лишь многоярусную башню в левой части фасада. Шпиль величественной башни завершал флюгер с изображением орловского рысака — символа отечественного коневодства.

Вторым акцентом здания послужил мощный восьмиколонный портик коринфского ордера, увенчанный треугольным фронтоном и конной квадригой. Еще четыре отдельные конные статуи, спасшиеся при пожаре, перенесли на фасад нового здания, декорированное лепными барельефами, медальонами и горельефами на тему мирного советского труда, отдыха и спорта, казалось бы, невозможного без участия лошади.

На обновленном Московском ипподроме возобновились конные соревнования и заработал тотализатор. Вырученные средства от этой азартной забавы шли на благие дела, реставрацию Большого театра и ремонт Боткинской больницы.

В настоящий момент здание Центрального Московского ипподрома встало на реставрацию. Обещано, что она завершится к 2026 году.

Фото: Максим Мухин; pastvu.com; Galina Savina/shutterstock.com;

Подписаться: