Евгения Гершкович

Дом недели: клуб фабрики «Свобода» на Вятской улице

3 мин. на чтение

Здание 1929 года постройки, признанное объектом культурного наследия регионального значения и охраняемое ЮНЕСКО, сейчас реставрируется на основе сохранившихся проектных чертежей, подписанных автором, его зарисовок и фотографий.

В ранние советские годы государство не забывало о поддержке женской красоты и снабжало гражданок духами, кремами и пудрами. По всей стране предприятия, производящие парфюмерию, объединились в «Государственный трест заводов жировой костеобрабатывающей промышленности и гигиены», или «Жиркость», сокращенный до аббревиатуры ТЭЖЭ.

Также государство наряду с бытовым пеклось и о «культурном обслуживании». Поэтому в стране была спланирована разветвленная сеть клубов в «пролетарском стиле». Проектированием таких рабочих клубов в Москве и ее окрестностях по программе профсоюзов как раз был ознаменован золотой период карьеры архитектора Константина Мельникова.

1930-е

Для работников химической промышленности СССР лидер советского авангарда соорудил четыре здания. Клуб рабочих фабрики «Свобода» (Вятская, 41а), также известный как Дворец культуры им. М. Горького — одно из них.

Фабрика развивалась на мощностях Товарищества «А. Ралле и Ко», компании, после революции благополучно национализированной и ставшей на некоторое время Государственным мыловаренным заводом №4, а затем и «Свободой».

До того как француз Альфонс Ралле запустил в Москве в 1843 году парфюмерное производство, в Российской империи функционировали лишь так называемые помадные заведения и скромные лаборатории, выпускающие преимущественно мази и спиртовые эссенции. Ралле с успехом выпускал духи «Серебристый ландыш», «Русская фиалка», «Нильская лилия», «Источник любви» и был удостоен чести стать поставщиком Двора Его Императорского Величества. Когда по состоянию здоровья Ралле уже не смог управлять фабрикой, его место занял другой француз — Эдуард Ипполит Бо, чей сын, парфюмер Эрнест Бо, стал создателем знаменитого аромата Chanel No. 5.

Корпуса парфюмерной фабрики Ралле располагались в районе Бутырской слободы. Для строительства рабочего клуба в 1927 году был выделен участок в непосредственной близости от предприятия, на территории парка.

Первое проектное предложение Константин Мельников обозначил как «сигара Свободы». Здание имело конфигурацию сплюснутого стеклянного горизонтального цилиндра, вытянутого вдоль улицы и зажатого между двумя прямоугольными корпусами. В одном из них, северном, должна была разместиться сцена с трюмом и колосниками, помещения для бутафории и реквизита, в другом, южном — клубные аудитории, кружки, библиотека, читальный зал.

Архитектор, всегда мысливший яркими образами, стремился повторить форму резервуара, используемого в мыльно-косметическом производстве. «Свобода» все усилия в то время направляла на производство туалетного мыла. Две пары изогнутых пандусов оформляли вход со стороны паркового и уличного фасадов. Предполагалось, что таким манером массы трудящихся будут проходить сквозь здание клуба на демонстрациях — с Вятской улицы к стадиону фабрики «Свобода». Войти в зрительный зал клуба вместимостью в тысячу человек можно было с площадки на втором этаже.

«Во Дворце на Вятской улице зрительный зал запроектирован удлиненной эллиптического сечения цистерной, которая разрезалась опускной стеной пополам на “кино” и “театр” со всей сложно оборудованной сценой», — писал Мельников многие годы спустя. Стена должна была убираться в специальный железобетонный кожух.

Под партером, в цоколе, архитектор запроектировал плавательный бассейн длиной 40 метров. Но увы, сей план не был осуществлен: на этом отрезке Вятской улицы тогда еще не провели водопровод и канализацию. В цоколе устроили столовую с кухней.

«Цистерна» также осталась лишь на бумаге, превратившись в остекленную призму, да и геометрия конструктивистского здания, переработанного в ходе строительства, заметно осложнилась.

Работами по возведению занималась контора «Строитель» при Московском совете народного хозяйства. Отделкой интерьеров и цветовым оформлением — архитектор Василий Александрович Петров. Фактура цветной штукатурки изменялась в зависимости от колористического решения: белый цвет — гладкая штукатурка, коричневый — крупная крошка, серый — мелкая крошка.

В 1947 году клуб «Свобода» передали профсоюзу работников советской торговли, и он стал Дворцом культуры им. М. Горького, где работали коллективы художественной самодеятельности, крутили фильмы, профкомы проводили свои мероприятия. Когда в 1950-е годы решили перекрасить здание, демонтировать лестницы, ведущие на второй этаж, заложить остекление фасада кирпичом, на глухую стену нанести барельеф с портретом Горького, Константина Степановича Мельникова в известность не поставили.

В 2000-е Дом культуры закрыли, но вскоре занявший (до 2017 года) творение Мельникова банкетный зал «Суриковъ Холл» изрядно трансформировал внутренние интерьеры. Былой аскетизм «сигары Свободы» сменила роскошь барокко и рококо.

В настоящий момент, когда окружающий клуб квартал попал в зону комплексного развития территорий, историческое здание должно быть отреставрировано. И, возможно, в нем даже будет театр.

Фото: Максим Мухин,  Музей архитектуры им. Щусева

Подписаться: