Дом недели: клуб фабрики «Свобода» на Вятской улице
Здание 1929 года постройки, признанное объектом культурного наследия регионального значения и охраняемое ЮНЕСКО, сейчас реставрируется на основе сохранившихся проектных чертежей, подписанных автором, его зарисовок и фотографий.
В ранние советские годы государство не забывало о поддержке женской красоты и снабжало гражданок духами, кремами и пудрами. По всей стране предприятия, производящие парфюмерию, объединились в «Государственный трест заводов жировой костеобрабатывающей промышленности и гигиены», или «Жиркость», сокращенный до аббревиатуры ТЭЖЭ.
Также государство наряду с бытовым пеклось и о «культурном обслуживании». Поэтому в стране была спланирована разветвленная сеть клубов в «пролетарском стиле». Проектированием таких рабочих клубов в Москве и ее окрестностях по программе профсоюзов как раз был ознаменован золотой период карьеры архитектора Константина Мельникова.
Для работников химической промышленности СССР лидер советского авангарда соорудил четыре здания. Клуб рабочих фабрики «Свобода» (Вятская, 41а), также известный как Дворец культуры им. М. Горького — одно из них.
Фабрика развивалась на мощностях Товарищества «А. Ралле и Ко», компании, после революции благополучно национализированной и ставшей на некоторое время Государственным мыловаренным заводом №4, а затем и «Свободой».
До того как француз Альфонс Ралле запустил в Москве в 1843 году парфюмерное производство, в Российской империи функционировали лишь так называемые помадные заведения и скромные лаборатории, выпускающие преимущественно мази и спиртовые эссенции. Ралле с успехом выпускал духи «Серебристый ландыш», «Русская фиалка», «Нильская лилия», «Источник любви» и был удостоен чести стать поставщиком Двора Его Императорского Величества. Когда по состоянию здоровья Ралле уже не смог управлять фабрикой, его место занял другой француз — Эдуард Ипполит Бо, чей сын, парфюмер Эрнест Бо, стал создателем знаменитого аромата Chanel No. 5.
Корпуса парфюмерной фабрики Ралле располагались в районе Бутырской слободы. Для строительства рабочего клуба в 1927 году был выделен участок в непосредственной близости от предприятия, на территории парка.
Первое проектное предложение Константин Мельников обозначил как «сигара Свободы». Здание имело конфигурацию сплюснутого стеклянного горизонтального цилиндра, вытянутого вдоль улицы и зажатого между двумя прямоугольными корпусами. В одном из них, северном, должна была разместиться сцена с трюмом и колосниками, помещения для бутафории и реквизита, в другом, южном — клубные аудитории, кружки, библиотека, читальный зал.
Архитектор, всегда мысливший яркими образами, стремился повторить форму резервуара, используемого в мыльно-косметическом производстве. «Свобода» все усилия в то время направляла на производство туалетного мыла. Две пары изогнутых пандусов оформляли вход со стороны паркового и уличного фасадов. Предполагалось, что таким манером массы трудящихся будут проходить сквозь здание клуба на демонстрациях — с Вятской улицы к стадиону фабрики «Свобода». Войти в зрительный зал клуба вместимостью в тысячу человек можно было с площадки на втором этаже.
«Во Дворце на Вятской улице зрительный зал запроектирован удлиненной эллиптического сечения цистерной, которая разрезалась опускной стеной пополам на “кино” и “театр” со всей сложно оборудованной сценой», — писал Мельников многие годы спустя. Стена должна была убираться в специальный железобетонный кожух.
Под партером, в цоколе, архитектор запроектировал плавательный бассейн длиной 40 метров. Но увы, сей план не был осуществлен: на этом отрезке Вятской улицы тогда еще не провели водопровод и канализацию. В цоколе устроили столовую с кухней.
«Цистерна» также осталась лишь на бумаге, превратившись в остекленную призму, да и геометрия конструктивистского здания, переработанного в ходе строительства, заметно осложнилась.
Работами по возведению занималась контора «Строитель» при Московском совете народного хозяйства. Отделкой интерьеров и цветовым оформлением — архитектор Василий Александрович Петров. Фактура цветной штукатурки изменялась в зависимости от колористического решения: белый цвет — гладкая штукатурка, коричневый — крупная крошка, серый — мелкая крошка.
В 1947 году клуб «Свобода» передали профсоюзу работников советской торговли, и он стал Дворцом культуры им. М. Горького, где работали коллективы художественной самодеятельности, крутили фильмы, профкомы проводили свои мероприятия. Когда в 1950-е годы решили перекрасить здание, демонтировать лестницы, ведущие на второй этаж, заложить остекление фасада кирпичом, на глухую стену нанести барельеф с портретом Горького, Константина Степановича Мельникова в известность не поставили.
В 2000-е Дом культуры закрыли, но вскоре занявший (до 2017 года) творение Мельникова банкетный зал «Суриковъ Холл» изрядно трансформировал внутренние интерьеры. Былой аскетизм «сигары Свободы» сменила роскошь барокко и рококо.
В настоящий момент, когда окружающий клуб квартал попал в зону комплексного развития территорий, историческое здание должно быть отреставрировано. И, возможно, в нем даже будет театр.
Фото: Максим Мухин, Музей архитектуры им. Щусева