search Поиск Вход
, 4 мин. на чтение

Дом недели: контора фабрики Йокиша на Михалковской улице

, 4 мин. на чтение
Дом недели: контора фабрики Йокиша на Михалковской улице

Последнее время джентрификация превращает промышленные предприятия в учреждения культуры или жилье. Тонкосуконная фабрика им. Петра Алексеева не стала исключением.

Производство закрылось в 2011 году, здание, соответственно, стояло заброшенным. Новый инвестор — компания Red Development имела планы возведения на этой территории комплекса апартаментов на 90 тыс. кв. м, но обанкротилась. «Архнадзор» забил тревогу и в 2016 году внес яркие образцы промышленной архитектуры рубежа XIX–XX веков в Красную книгу.

В июне 2019 года по заказу следующего инвестора, ООО МТФПА, была проведена государственная историко-культурная экспертиза. Фабричные здания, в том числе фабричная контора и сторожка (Михалковская, 48, стр. 2), были наделены статусом выявленного объекта культурного наследия регионального значения с внесением в единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации.

В настоящий момент в здании конторы фабрики проводятся противоаварийные работы, предваряющие следующий, долгожданный этап — реставрацию памятника.

Современный Головинский район, некогда живописное подмосковное предместье, богат достопамятностями. Прежде всего это усадьба Михалково, авторство проекта которой приписывается Василию Баженову. В писцовых книгах упомянутое еще в 1585 году сельцо Всесвятской волости владением князя Ивана Ивановича Дашкова становится в середине XVIII века. Князь в ту пору возглавлял важнейшее ведомство, Разбойный приказ. Его правнук Михаил Иванович женился на графине Екатерине Романовне Воронцовой, ставшей, соответственно, Дашковой. Cподвижница императрицы Екатерины и директор Санкт-Петербургской академии наук проживала в имении и после кончины мужа, но позже, продала Михалково своему дядюшке графу Никите Панину, интеллектуалу и западнику. Тот же уступил недвижимость младшему брату Петру.

Генерал-аншеф, сенатор, воспитатель цесаревича Павла, Петр Иванович Панин разворачивает грандиозное строительство усадебного комплекса в чертах псевдоготики и будто бы привлекает к делу Баженова. Основу ансамбля составил полуциркульный парадный двор, обнесенный каменной оградой, с двумя служебными корпусами и шестью въездными краснокирпичными башнями, восьмигранными с зубцами, стрельчатыми арками. Вокруг был разбит регулярный парк и выкопаны пруды с саженой рыбой.

Господский дом был, судя по всему, небольшим, деревянным, до нынешних дней не дожил.

В 1789 году, после смерти Петра Панина, Михалково унаследует его сын Никита, ставший видным дипломатом, первое время проявлявший интерес к имению.

С новыми владельцами траектория судьбы подмосковной усадьбы, созданной для отдыха и созерцания, резко меняется. В Михалково приходит производственный бизнес, начинавшийся с веселенького ситчика.

Купец 1-й гильдии Владимир Турчанинов перевел сюда из села Мишнево текстильную фабрику. Для работы на ней купец Иван Максимович Алонкин переселил в Михалково своих крепостных. Усадьба тем временем начинает ветшать, и в 1803 году у Алонкина ее выкупает богатый купец, бывший крепостной графов Шереметевых, Дмитрий Ефимович Грачев. «Ситцевый король» укрупняет и реконструирует подмосковную фабрику и превращает Михалково в рабочий поселок.

Фабрикант, основа империи которого находилась в Иваново, поручает вести производство аккуратному в делах немцу, уроженцу прусского города Мезериц Вильгельму Августу Йокишу, в России ставшему Василием Ивановичем. Йокиш родился в семье суконщиков.

Приняв в 1839 году российское подданство, он венчается в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке с мещанкой немецкого происхождения Анной Ивановной Гартмут православного вероисповедания.

Через год Василий Йокиш приписывается в московское купечество.

Управляющий сперва подтолкнул владельцев Михалково перепрофилировать производство на обработку более доходного сукна, солдатского и офицерского, а затем и вовсе фабрику у Грачевых выкупил.

В 1838 году было построено фабричное здание для Товарищества суконной мануфактуры «Йокиш» — предприятие полного цикла с прядильным, ткацким и суконноотделочными цехами.

Йокиш показывает образцы своей продукции на московской выставке российских мануфактурных изделий, получает награды в Петербурге и Париже. В 1865 году, когда на 84 ткацких станках фабрики уже трудится около шести сотен рабочих, на вывесках компании появляется изображение государственного герба.

В 1872 году на Политехнической московской выставке сукно Йокиша было награждено золотой медалью «За полезное», в 1873 году на Венской всемирной выставке материя получила золотую медаль «За трудолюбие».

При фабрике, рядом с исторической панинской усадьбой, функционировал целый комплекс для рабочих, с жильем, больницей, аптекой, школой, прачечной, библиотекой и театром. Дело отца, скончавшегося в 1887 году, наследуют сыновья, Василий Васильевич и Александр Васильевич Йокиши.

С успешными предпринимателями сотрудничали известные архитекторы. Так, несколько проектов зданий мануфактуры, в том числе сушильного цеха у Головинских прудов, составил Мечеслав Густавович Пиотрович. Проектные чертежи жилого дома Василия Йокиша подписаны архитектором Александром Степановичем Каминским.

В 1902 году по заказу потомственного почетного гражданина, купца 1-й гильдии Александра Васильевича Йокиша из красного кирпича строится двухэтажное здание фабричной конторы. Автором выступает Дмитрий Петрович Сухов, в советское время заслуживший репутацию видного архитектора-реставратора, причем занимавшегося памятниками в Кремле.

Во внутренних пространствах конторы проектировщик использовал перекрытия со сводами Монье, интерьер украсил арочными проемами, каменной лестницей, фасад — фигурными наличниками на окнах и причудливыми кронштейнами на деревянной кровле.

В 1919 году Товарищество суконной мануфактуры «Йокиш» было национализировано и превратилось в Московскую тонкосуконную фабрику им. Петра Алексеева. Титульный герой, пламенный революционер, хоть и успел до 1917-го потрудиться на текстильных предприятиях, конкретно к Михалково никакого отношения не имел.

Фото: Георг Риехакайнен