Дом недели: Красный дом на Новогиреевской улице
В настоящий момент Красный дом переживает непростые времена. Озвучиваются планы об упразднении ограды участка и всех подсобных построек, в то время как суть жизненного уклада и творческой деятельности знаменитого дома, где хранятся бесценные архивы и коллекции произведений музейного уровня, не предполагает его функционирования непосредственно в городской среде с неконтролируемым круглосуточным доступом на прилегающую территорию.
Красный дом с 1996 года обладает статусом выявленного объекта культурного наследия. Однако сегодня формулировку и содержание предмета охраны объекта следует уточнить и включить Красный дом с его исторической территорией в реестр объектов культурного наследия.
Когда-то местность здесь была тихой, дачно-деревенской. Все домики в тогдашнем Гиреевском проезде стояли деревянными. Это давно уж Москва, и двухэтажный дом (ул. Новогиреевская, 7) с мансардой за деревянной калиткой сегодня самый маленький в округе. А в 1939 году, перед самой войной, когда его строили три художника вскладчину, дом казался самым высоким вплоть до 3-й Владимирской улицы.
График Владимир Фаворский со скульпторами Иваном Ефимовым и Львом Кардашовым не воспользовались предложением получить от государства дачу в поселке Сокол или мастерскую на Верхней Масловке. Решили поселиться с семьями на отшибе, вдали от городской суеты. К счастью, у художников появились некоторые возможности.
Неплохую сумму, например, заработал Иван Семенович Ефимов: для Сельскохозяйственной выставки он выполнил фигуры якута, удмурта и здоровенного быка. Гедонист Ефимов был выдающимся скульптором, художником-анималистом, создателем сквозных рельефов. Фаворский, его компаньон и друг, называл Ефимова изобретателем новых форм.
Проект дома сделали сами. План начертил Лев Алексеевич Кардашов, в свое время окончивший архитектурное отделение ВХУТЕМАСа. Но кирпичные стены не оштукатурили, поэтому за постройкой как-то само собой закрепилось название «Красный дом», где под одной крышей быт мирно уживался с творческими мастерскими.
В доме предусматривалась дюжина квартир. Летние мастерские — там скульпторы изготавливали масштабные модели и работы в камне и дереве — расположились на прилегающей территории.
Нашли строительные бригады, с которыми, увы, не то чтобы очень везло. Халтурили и срывали сроки. Фаворский ворчал: «Я работаю на жуликов». Никаких удобств в доме тогда еще не имелось: печное отопление, колодец во дворе, деревянный туалет на улице, две створки, грубый дощатый пол, который, кстати, в доме сохранился с тех пор. Участок вокруг дома позволял разводить огород, выращивать помидоры и горох, поддерживая семьи художников в голодное военное время.
Легендарный Красный дом оказался примером артистического братства, непреднамеренно собранной компании домочадцев, кровно близких, душевно родных людей, преданных искусству. Многие работы Ефимова сегодня находятся в мемориальной мастерской в Красном доме. Ее Иван Семенович делил с женой, великолепным живописцем Ниной Яковлевной Симонович, приходившейся двоюродной сестрой Валентину Серову.
Симонович и Ефимов познакомились, еще учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Она была на год его старше. Когда Иван Семенович сделал Нине Яковлевне предложение, та ответила: «Я же вам в бабушки гожусь». «Это пустяки», — уверил Иван Семенович.
В 1908–1911 годах, живя во Франции, Ефимов и Симонович помогали Серову в работе над занавесом к балету «Шахеразада» для «Русских сезонов» Дягилева. Иван Ефимов и Нина Симонович создали первый в России театр кукол и театр теней с литературным репертуаром. Нина Яковлевна увлеклась русским Петрушкой, который вместо простецких прибауток стал озвучивать басни Крылова, песенки Беранже и сказки Андерсена. Нина Симонович-Ефимова написала книгу «Записки петрушечника», придумала специальный номер — танец Петрушки в человеческий рост.
Ефимовы, как актеры, «ходили с петрушками» по Москве. С 1918 по 1944 год играли в казармах, детских домах, больницах и в Бетховенском зале Большого театра. Начав с басен Крылова, пришли к постановке шекспировского «Макбета» и сыграли полторы тысячи спектаклей.
Скульпторы Кардашов и Ефимов нередко сотрудничали. Например, вместе они исполняли заказ на скульптурные группы у «Южного» и «Черноморского» фонтанов на Северном речном вокзале. Стоит напомнить, что рельефы Ивана Ефимова москвичи могут также видеть на станции метро «Автозаводская», на Ярославском и Ленинградском вокзалах, фонтаны — у здания МГУ, бронзовые сквозные скульптуры — у здания Детского музыкального театра им. Н. Сац.
Лев Алексеевич Кардашов был женат на художнице-керамистке Людмиле Дмитриевне Дервиз, племяннице Марии Владимировны Дервиз-Фаворской, супруги Фаворского. До 1964 года выдающийся иллюстратор Владимир Андреевич Фаворский прожил в Красном доме. Здесь сегодня находится его мемориальная мастерская. В 1925 году на Международной выставке современного декоративного и индустриального искусства в Париже Фаворский получил Grand Prix за гравюры к «Книге Руфь». А в 1937 году на Всемирной выставке в Париже — Grand Prix за скульптурные рельефы из туфа с росписью альфреско на портале советского павильона.
Владимир Андреевич мечтал, что в просторной мастерской будет работать с сыновьями, Иваном и феноменально одаренным с детства художником Никитой. Но оба ушли на войну добровольцами и погибли. После войны Фаворский предложил молодому скульптуру, своему ученику и крестнику Дмитрию Михайловичу Шаховскому, поселиться в Красном доме. Работа Шаховского — белокаменная скульптура «Материнство» и сегодня встречает гостей у кирпичного фасада, густо заросшего диким виноградом.
Здесь, в Красном доме, приют нашел еще один ученик Фаворского — потерявший отца во время сталинских репрессий художник Илларион Владимирович Голицын.
Отец Иллариона, Владимир Михайлович Голицын, был тончайшим иллюстратором книг и журналов, а еще изобретателем настольных игр (среди них «Пираты», «Захват колоний», «Спасение челюскинцев», «Северный морской путь» и другие). Но, к сожалению, родился в княжеской семье в неудобное для этого время. Владимир Голицын погиб от истощения в колонии города Свияжска под Казанью в 1943 году. Последнее, что он сказал сыну: «Ларюшка, больше рисуй».
Илларион Голицын окончил Строгановское училище. В живописных и акварельных работах он создал совершенно особенный, тихий, замкнутый мир со старыми портретами на стенах, передал медленно текущее время. За серию работ «Красный дом в Новогирееве» Илларион Голицын получил Государственную премию. Искусствовед Глеб Поспелов называл работы Голицына семейно-исторической идиллией.
Население новогиреевской колонии в 1944 году пополнилось еще одним молодым художником. В Москву с берегов Черного моря прибыл Дмитрий Дмитриевич Жилинский, родственник Симоновичей.
В артистической среде росли дети и внуки обитателей Красного дома, которая, разумеется, не могла не повлиять на их существование и выбор занятий. Сын Дмитрия Шаховского Иван стал скульптором. Художником — сын Иллариона Голицына Иван.
В 1993 году Иван Голицын написал картину «Красный дом в разрезе», пытаясь мысленно пройти его насквозь и изобразить одновременно то, что внутри и снаружи. Друзья потом смеялись, что он так составил план для грабителей.
Фото: Максим Мухин, Евгений Людников/paatvu.com, из архива Шаховских и Голицыных