Евгения Гершкович

Дом недели: Минералогический музей на Ленинском проспекте

3 мин. на чтение

Лошади были страстью Алексея Григорьевича Орлова, которой он отдался после выхода в отставку. Один из выездов сиятельного графа в 1805 году в Москве живописал мемуарист Степан Петрович Жихарев: «Вдруг толпа зашевелилась, и радостный крик “едет, едет!” пронесся по окрестности, и вот началось шествие необыкновенного торжественного поезда, без которого, говорили, гулянье 1 мая было не гулянье.

Впереди на статном фаворитном коне своем Свирепом, как его называли, ехал граф Орлов в парадном мундире и обвешанный орденами. Азиатская сбруя, седло, мундштук и чапрак были буквально залиты золотом и украшены драгоценными каменьями. Немного поодаль на прекраснейших серых лошадях ехали дочь его и несколько дам, которых сопровождали другие особы. За ними следовали берейторы и конюшие графа, не менее сорока человек, из которых многие имели в поводу по заводской лошади в нарядных попонах и богатой сбруе. Наконец подтянулись и графские экипажи, запряженные цугами и четверками одномастных лошадей».

1987

Загородная усадьба Нескучное, вытянутая от правого берега Москвы-реки до нынешнего Ленинского проспекта, была завещана братом Алексея, бездетным Федором Григорьевичем Орловым, племяннице, 11-летней Анне Алексеевне Орловой.

Владельцем усадьбы фактически стал ее отец, превратив в увеселительную. На Орловском лугу в Нескучном праздники и торжества сменяли друг друга.

У северо-западной границы имения в 1806 году граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский затеял стройку. Разумеется, строились манеж и примыкающие к нему конюшни. В манеже граф принялся устраивать конные состязания — карусели. Красочные показательные выступления демонстрировали мастерство двигающихся по кругу наездников или даже целых команд, так называемых кадрилей. В карусельных играх принимала участие юная графиня Анна Орлова со своими сверстницами.

Орловский манеж в Москве оставался самым большим до тех пор, пока Августин Бетанкур не построил манеж у Кремля в 1817 году.

В 1832 году Нескучное было продано в казну. Перестройку его зданий поручили московскому архитектору Евграфу Дмитриевичу Тюрину. Сведения о выпускнике Архитектурной школы Экспедиции Кремлевского строения весьма скудны. Известно, впрочем, что молодой зодчий после войны 1812 года принимал участие в капитальной реконструкции Кремлевского дворца и за эту работу удостоился звания «назначенного в академики».

Каменное двусветное здание бывшего манежа под рукой Тюрина приобретает черты актуального в ту пору стиля ампир. Фасад корпуса, декорированного рустом, украсила полукруглая арка, на первом этаже фланкированная парой окон с клинообразными замковыми камнями и на втором — еще парой небольших оконных проемов. Композицию довершали строгий и изящный антаблемент с триглифами и фронтон.

Этот усадебный корпус (Ленинский пр-т, 18, корп. 2) тогда был приспособлен под большой зал приемов при находящемся в Нескучном Александринском дворце. Он представлял собой парадное пространство площадью 1200 кв. м. Потолок высотой 8 метров покрывала роспись в технике гризайль на античные сюжеты. Имелась колоннада, а также обилие арочных окон по боковым стенам.

Девяносто лет назад, в 1934 году, площади бывшего манежа в Нескучном передали музею, существующему в составе Геологического музея им. академика А. П. Карпинского Института геологических наук АН СССР. Именно тогда Академия наук СССР переезжала из Ленинграда в Москву.

Музей как Минеральный кабинет Кунсткамеры был основан в 1716 году в Санкт-Петербурге. Петр I, будучи в Данциге (нынешнем Гданьске), приобрел на аукционе коллекцию минералов (1195 образцов) естествоиспытателя, доктора медицины Кристофа Готтвальда. С нее, позднее дополненной образцами из российских месторождений, начал свое существование Минеральный кабинет. Коллекция с годами разрасталась благодаря крупным географическим экспедициям. В 1903 году музей получил название «Геологический музей имени императора Петра Великого».

В 1912 году его руководителем стал академик Владимир Иванович Вернадский. Через семь лет на этом посту его сменил академик Александр Евгеньевич Ферсман, минералог, кристаллограф, геохимик, чье имя было присвоено Минералогическому музею Академии наук СССР в 1956 году. Чтобы перевезти экспозицию музея из Ленинграда в Москву, понадобилось 30 железнодорожных вагонов.

В настоящий момент собрание — а это буквально царство минералов — содержит свыше 120 тыс. единиц хранения, в том числе продукты вулканической деятельности, шлифы глубинных пород, метеориты, тектиты, импактиты, кимберлит и скарн, древовидный фульгурит, кремний и янтарь, раухтопаз и аметистовую жеоду, изделия фирмы Карла Фаберже. В центре экспозиции — шедевр камнерезного искусства, великолепная малахитовая ваза, выполненная в 1920 году в технике мозаики на чугунной основе.

В здании, объекте культурного наследия федерального значения, пребывающем в аварийном состоянии, в минувшем году частично обрушился потолок. Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана встал на ремонт, средств на который не хватает. И окончательно работы еще не завершены. Однако в этом году, частично пребывающий в строительных лесах, с сеткой на потолке, музей все же открыл двери для посетителей.

Фото: Максим Мухин, pastvu.com

Подписаться:
'); $(this).attr('style', 'display: none !important'); } }); console.log('banners:' + banners); console.log('hbanners:' + hbanners); }); -->