search Поиск
Евгения Гершкович

Дом недели: особняк Боля — Гутхейля в Денежном переулке

4 мин. на чтение

Молодые офицеры увлекались музыкой. Каждая молодая дворянка играла «Лунную сонату» Бетховена. А то, что издание нот дело доходное и продукция имеет большой спрос, во второй половине XIX столетия оценили предприимчивые коммерсанты.

Прибывший в Москву из Франкфурта-на-Майне немец Александр Гутхейль начинал свою деятельность в музыкальном магазине Карла Шильдбаха на Никольской. Женившись на дочери хозяина Екатерине Шильдбах, стал Александром Богдановичем, в 1859 году на паях со скрипачом и композитором Максимилианом Эрлангеном основал собственную фирму и открыл магазин на Кузнецком мосту.

Издательство солидным тиражом выпускало в свет клавиры европейских композиторов, Баха, Бетховена, Моцарта, ноты романсов, маршей, фортепьянных пьес, арий из опер и песен. Финансовое положение печатника популярных классических мелодий стремительно улучшалось. Магазин к тому же торговал и музыкальными инструментами. Со временем к услугам приобретавшего известность издательства стали обращаться и российские композиторы. С 1870 года Гутхейль выпускал ежемесячный «Музыкальный журнал».

Через шесть лет преуспевающей фирме жалуется звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества и комиссионер Императорских театров». И нотные обложки Гутхейля уже маркируются гербом России. За почетным статусом следуют почетные награды издательству: Большая золотая медаль политехнической выставки в Москве 1872 года, медаль Всемирной выставки в Чикаго.

С кончиной Александра Гутхейля семейное дело и нотоиздательская компания переходят его старшему сыну, Карлу-Фридриху Гутхейлю (1851–1921). В 1892 году наследник нотной компании обзаводится недвижимостью (Денежный переулок, 13, стр. 1) недалеко от Арбата, на участке бывшей слободы Государева Монетного двора. Домовладельцем был купец, коллежский секретарь Николай Константинович Боль.

Деревянный на каменном фундаменте ампирный особняк возводился на месте усадьбы Л. Я. Тихомировой-Платоновой, сгоревшей в пожаре 1812 года. Домик с мезонином строился по типовому проекту, взятому из альбомов, выпущенных после наполеоновской военной кампании, четко регламентирующих архитектуру фасада. Внутреннее пространство особняка представляло собой анфиладу трех парадных залов. Жилым комнатам отводилась задняя часть особняка.

Значительное изменение в его облик внес архитектор Владимир Павлович Гаврилов, в 1880-е годы занимавшийся реконструкцией. Сведений о зодчем не так много. Учился в Московском дворцовом архитектурном училище, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В момент, когда купец Боль пригласил его заняться домом, Гаврилов занимал пост архитектора Московской дворцовой конторы.

В здании, которое сейчас обладает статусом объекта культурного наследия регионального значения, поселился почетный гражданин, московский купец второй гильдии Карл Александрович Гутхейль. Особняк украшал пышный лепной декор в виде цветочных гирлянд, над главным входом возвышался мезонин с аттиком, балконом и арочным окном. Внутренняя планировка теперь была уже совершенно иной.

Гутхейль-младший значительно расширил бизнес. Не имевшая собственного печатного производства фирма «А. Гутхейль» приобрела вместе с нотными досками известный петербургский издательский дом Федора Стелловского, когда хозяин по состоянию здоровья отошел от дел.

Гутхейль с успехом публиковал сочинения Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Алексея Верстовского, Александра Серова, Антона Аренского, Александра Гречанинова, Александра Варламова, Милия Балакирева, Александра Алябьева, Александра Гурилева и других. Однако, несмотря на коммерческий успех, издатель нот упорно искал молодого композитора, честь открытия которого принадлежала бы исключительно ему. И наконец нашел! Дело было в 1892 году. Талантливым юношей оказался свежий выпускник Московской консерватории Сергей Рахманинов. Гутхейль зашел в Большой театр на репетицию оперы «Алеко», написанной Рахманиновым в качестве дипломной работы (Большой тоже оценил молодого музыканта). Не раздумывая, Карл Александрович приобрел у Рахманинова за 500 рублей права на издание оперы, а с ней шести романсов и двух пьес для виолончели и фортепиано.

Чайковский напутствовал коллегу: «Вы счастливчик, Сергей, вам удивительно везет. Чего только я не предпринимал, прежде чем нашел издателя для своих произведений. Это просто чудо, что Гутхейль не только вам предлагает гонорар, но даже спрашивает о ваших условиях. Вот вам мой совет: не ставьте ему никаких условий, предоставьте ему право назначить цену самому».

Николай Сергеевич Зверев, учитель Рахманинова, поздравлял ученика: «Тебе повезло, мой мальчик, ты только-только начал сочинять, а за тобой уже гоняются издатели».

Два десятка лет Карл Гутхейль оставался постоянным издателем творений Рахманинова. Их связывали не только деловые отношения, но, по-видимому, и добрая дружба. Композитор был нередким гостем особняка в Денежном переулке. К десятилетию сотрудничества Сергей Васильевич Рахманинов получил драгоценный подарок от своего издателя — золотой жетон на золотой цепочке.

На синем эмалевом фоне из четырех крупных бриллиантов и 19 бриллиантов помельче была выложена римская цифра Х. Чуть ниже — даты «1892–1902» и надпись «Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу Рахманинову на память от издателя К. Гутхейль».

Во время поражений русской армии на фронтах Первой мировой войны у преданного почитателя таланта композитора начались проблемы. Москва была охвачена шквалом погромов и беспорядков. Носители немецких фамилий, их фирмы и доходные предприятия сделались мишенями черносотенного гнева. В мае 1915 года пострадал изрядно и магазин Карла Гутхейля на Кузнецком мосту.

Карл Александрович принял решение покинуть Россию. Перед отъездом ему удалось за 200 тыс. рублей золотом срочно продать свое издательство и магазин Сергею Александровичу Кусевицкому. Знаменитый музыкант и дирижер в 1909 году, кстати, по инициативе Рахманинова, основал «Российское музыкальное общество». И уже под грифом этого издательства было опубликовано «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова, рукопись которого была передана еще Гутхейлю. Обожженные листы клавира были найдены после погрома на Кузнецком мосту.

В 1917 году особняк Гутхейля в Денежном переулке, одно из немногих сохранившихся в нашем городе деревянных строений, был национализирован. Здесь располагалась организация «Новая Москва», потом помещения были нарезаны на коммуналки.

Со временем здание передают в собственность Министерства иностранных дел СССР. После проведенной несколько лет назад масштабной реставрации, которую предваряли натурные исследования, особняк в Денежном заняла частная клиника эстетической медицины.

Фото: Максим Мухин, Евгений Чесноков

Подписаться: