Евгения Гершкович

Дом недели: особняк Лопатиной в Малом Каретном переулке

2 мин. на чтение

Опытно-техническую швейную фабрику №5 им. Профинтерна увековечил Владимир Высоцкий в широко известной песне «Диалог у телевизора» 1972 года: 

Ой, Вань, гляди, какие карлики!
В джерси одеты, не в шевьет.
На нашей пятой швейной фабрике
Такое вряд ли кто пошьет.

Фабрика располагалась в Малом Каретном переулке, а актер в юности жил по соседству. Предприятие, входившее в трест «Москвошвей» и в свое время удостоившееся ордена Трудового Красного Знамени, специализировалось на детской и мужской одежде. Во время войны здесь шили солдатское обмундирование. 

Швейное производство создавалось не на пустом месте. После революции была национализирована находившаяся здесь мануфактура купца 1-й гильдии, потомственного почетного гражданина Якова Исаковича Альшванга. Яков с братом Абрамом в 1865 году основали в Москве  свою фирму — Торговый дом «Братья А. и Я. Альшванг». Компания специализировалась на производстве и продаже дамского, мужского, детского, столового и постельного белья отменного качества. Шили галстуки и спинодержатели для сутулых.

1986

Их магазины, открывшиеся в Вильно, Минске, Риге, Кишиневе, Киеве, Тифлисе, Харькове и Одессе, предлагали широкий ассортимент «шелковых и шерстяных материй для визитных, бальных туалетов, костюмов и пальто демисезонных из английских материалов новейших фасонов», а также «полное приданое для невест готовое и на заказ от 100 до 10 000 рублей».

В магазинах Альшвангов предусматривались отделы индивидуального пошива, имелись каталоги, по которым состоятельные клиенты могли заказывать товары из Парижа и Вены. В Москве фирменный двухэтажный магазин белья братьев Альшвангов находился на пересечении Петровки и Кузнецкого моста, по адресу Петровка, 6. Роскошные витрины заманивали платьями, белоснежными пеньюарами и блузками. 

В 1910-х годах купцам понадобился участок в Москве для строительства еще одного фабричного здания, который они и приобрели в Малом Каретном переулке, 11, стр. 1. Трехэтажный производственный корпус с высоким чердаком для них проектировал архитектор Павел Павлович Висневский. На чердаке устроили машинный зал. 

Контору бельевой фабрики разместили в бывшем двухэтажном жилом доме с подвалом и аттиком, стоящим на красной линии переулка. Каменный особняк был построен в 1889 году по проекту архитектора Якова Тимофеевича Махонина, имевшего обширную практику в Сретенской части Москвы. Заказчицей выступила потомственная крестьянка Екатерина Лопатина. Она состояла в родстве с состоятельными купцами Ярославля. Занявшись предпринимательством и разбогатев, Лопатина не стала менять социальный статус, чтобы, вероятно, уйти от уплаты налогов. 

Здание в стиле эклектики немало говорит о вкусах зажиточной крестьянки. Махонин обильно увешал фасад лепным декором: есть тут и гирлянды с растительным орнаментом, картуши, треугольные сандрики, венки, причудливый карниз и зубцы, кронштейны и львиные маски. Вход в подъезд в левой части накрыт нарядным чугунным зонтиком, поддерживаемым колоннами. Крыша была украшена узорчатыми ограждениями. Домик даже сравнивали с бисквитным тортом с розочками.

Когда в 1917 году фабрику Альшвангов национализировали, особняк Лопатиной также отошел к швейной фабрике №5.

Киногеничный домик в 1976 году снимался в ленте Марка Захарова «12 стульев» в качестве Музея мебельного искусства. В мае особняку Лопатиной был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения.

Фото: Максим Мухин, И. Нагайцев/pastvu.com

Подписаться: