Евгения Гершкович

Дом недели: особняк с грифонами владельцев экипажной фабрики братьев Марковых в Каретном Ряду ждет реставрация

4 мин. на чтение

Московская улица протяженностью 350 метров — важнейшая глава в истории отечественного транспорта. Само название трассы менялось вместе с развитием отрасли.

В XVII столетии северный отрезок Петровки именовался Тележным рядом: здесь раскинулась целая слобода, где жили и трудились изготовители телег. Тут же на месте выстроенный в ряд под навесом товар реализовывался. В конце XVIII века мастера-тележники усложнили и облагородили повозки, переквалифицировались в каретники, и ряд стал Каретным.

По четной стороне улицы тянулись лавки крупных каретных фирм, одной из которых была экипажная фабрика братьев Марковых.

1920-е

Со временем и кареты стали отходить в прошлое. В Каретном ряду появилась фабрика, изготовлявшая железнодорожные вагоны. Постепенно каретные фабриканты переключились на производство и продажу автомобилей, а улица Каретный Ряд застроилась особняками. Каретники Марковы не отставали, обзавелись элегантным жилищем. На принадлежавшем этому купеческому семейству участке, к северу от своих экипажных магазинов, Марковы построили двухэтажный дом с мезонином и изысканно украшенным фасадом, вернее, перестроили бывший особняк. Цокольный этаж был расчерчен рустом, пилястры с ионическими капителями обрамляли окна второго этажа и верхнего полуэтажа под фронтоном. А фронтон приобрел скульптурное завершение — пару древнегреческих грифонов. Крупное полуциркульное окно фланкировали небольшие прямоугольные проемы.

1910-е

Проектом обновления в 1901 году занимался архитектор-художник Аксель Флодин. Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он в том числе проектировал административно-производственные корпуса фабрики Эйнема на Берсеневской набережной, дом в Большом Афанасьевском переулке, 15, сотрудничал с известным мастером эклектики архитектором Петром Бойцовым на строительстве особняка на улице Спиридоновка, 14.

Купцы Марковы быстро превратили дом в Каретном Ряду в доходный. В 1903 году в особняк с грифонами уже въезжал Константин Сергеевич Станиславский. До этого режиссер и актер, создатель знаменитой актерской системы обитал в доме у Красных ворот. В Каретном Ряду реформатор сцены занял квартиру №3 во втором этаже, антресоли и мезонин.

Местоположение ему было очень удобно: буквально напротив, в саду «Эрмитаж», уже в октябре 1898 года был открыт Московский Художественно-общедоступный театр — МХТ.

На Каретный перевозится вся обстановка квартиры у Красных ворот, устраивается готический кабинет с тяжелой дверью из спектакля «Скупой рыцарь». Здесь проходят читки пьес, к Станиславскому не раз в гости приходят Максим Горький, Федор Шаляпин, Александр Блок, Евгений Вахтангов. В готическом кабинете собирается правление Московского Художественного театра.

Труппе грозил финансовый крах, прибыли театральное предприятие особенно не приносило. В конце 1905 года в этих стенах под дым папирос и в горячих спорах решался вопрос, ехать ли театру на гастроли за границу. «Заседание длилось всю ночь, и даже после того, как гости улеглись спать и потушили свечи, дебаты не прекращались, тем более что никому не спалось».

В начале 1906 года начинается подготовка отобранных для гастролей спектаклей. Станиславский репетирует роли Астрова («Дядя Ваня») и Вершинина («Три сестры»), Сатина («На дне») и Штокмана («Доктор Штокман» по пьесе Хенрика Ибсена «Враг народа»). В начале февраля 1906 года на улицах Берлина расклеены афиши «Moskauer Künstlerisches Theater». Надо сказать, что гастроли русских театров в Европу в те времена были делом исключительным.

1980-е

Благодаря тому приезду МХТ в Берлин в 1906 году зрители и большинство театральных критиков впервые увидели постановки пьес А. П. Чехова. Эти гастроли стали переломным моментом в понимании и самом отношении немецких театралов к русской драматургии.

После революции квартиры в доме Марковых (Каретный Ряд, 4, стр. 4) расселили, здесь разместили переехавшую из Петрограда «Автомобильную базу Рабочего и Крестьянского правительства» и Транспортную комиссию Совнаркома.

Константина Сергеевича Станиславского, обласканного советской властью, осыпанного наградами и званиями, переселяют в 1920 году в ампирный особняк в Леонтьевском переулке. Луначарский предлагал режиссеру на выбор несколько национализированных домов, но того прельстила хорошая акустика именно бального зала с колоннами из картона, имитирующего мрамор, где игралась премьера поставленной режиссером оперы Чайковского «Евгений Онегин».

Каретный Ряд и в новых реалиях продолжал поддерживать транспортную тему.

В 1928 году бывший дом братьев Марковых переоборудуется под нужды клуба Автобазы №1. Архитектор Николай Викторович Гофман устраивает зрительный зал в некогда парадной анфиладе особняка, на консолях монтируются кинобудка и сценическая коробка. В те же годы к южной стороне исторического здания архитектор Георгий Павлович Гольц пристраивает двухэтажный гараж Совнаркома с круговыми пандусами, окнами-иллюминаторами, скошенной крышей — простой, но такой яркий конструктивистский образец.

2019

Кстати, творение Гольца стало первым в стране двухэтажным гаражом, притом со спиральным заездом. И теперь его может заметить любой внимательный горожанин, особенно покидающий сад «Эрмитаж».

В 2009 году дому братьев Марковых, как и прежде расположенному на территории режимного гаража, только теперь гаража Транспортного комбината «Россия» Управления делами президента, был присвоен статус выявленного памятника.

Через четыре года Мосгорнаследие обязало провести реставрационные работы в особняке до октября 2018 года. Обязательство пользователь не выполнил, здание, фасад которого спрятан под сеткой, продолжает пустовать. Эксперты констатируют обрушение и провисание отдельных участков кровли, неудовлетворительное состояние инженерных коммуникаций.

В июне 2020 года на общественное обсуждение вынесен акт историко-культурной экспертизы проекта реставрации и приспособления памятника для прежнего пользователя. Будем наблюдать.

Фото: Andres rus/wikipedia.org, И. Нагайцев/pastvu.com, liveInMsk.ru, pastvu.com

Подписаться: