Евгения Гершкович

Дом недели: палаты Гребенщиковых на Таганке

2 мин. на чтение

«Географический лексикон Российскаго государства» 1735 года издания сообщал, что в Гжельской волости «находится глина преизрядная, употребляемая к гончарному делу». Местность эта в междуречье Клязьмы и Москвы-реки изобиловала лесами и болотами, имела дерново-подзолистые и глинистые почвы.

Высокосортные фаянсовые глины залегали небольшими островами, были серовато-белыми или серовато-зелеными, вязкими, нежными на ощупь, не пропускающими воду. Глина, что посуше, называлась песчанкой. Та, что пожирнее — мыловкой. Иностранцы признавали, что она качественно превосходила многие глины Западной Европы. Качество этого ископаемого материала также по достоинству оценил «гостиной сотни торговый человек» Афанасий Кириллович Гребенщиков.

Получив привилегии от Мануфактур-коллегии, в Заяузье, в Семеновской черной слободе, на улице, тогда называемой Таганкой, открыл купец «ценинную и табачных трубок» фабрику. За Таганской заставой как раз проходил тракт на Гжель. Гжельские мастера нанимались на работу к Афанасию Гребенщикову. И до сей поры в районе Таганки есть Гжельский переулок.

Производство глиняных изделий на Руси называлось ценинным делом. Фабрика Гребенщикова, знатока пригодных глин, производила из фаянса широкий ассортимент — помимо курительных трубок дешевую посуду, горшки, статуэтки, сервизы, расписанные узорами. Фаянсовая посуда была, конечно, тяжеловатой, но спрос имела. Даже сын грузинского царя Вахтанга VI, царевич Георгий Вахтангович, заказывал у Гребенщикова гербовый сервиз.

У Гребенщикова было трое сыновей — Петр, Андрей и Иван. Младший, двадцатилетний Иван Афанасьевич Гребенщиков, оказался пытливым. Дни и ночи он проводил за опытами, пытаясь открыть секрет производства фарфора. И, по легенде, ему это удалось. Также он определил идеальную температуру обжига фарфора — 1500 градусов. Первым показательным изделием стала чашка, украшенная узором из синих травинок.

Стать конкурентами производителям европейской посуды Гребенщиковым, впрочем, не удалось, равно как и получить государственную субсидию. Пришлось продать секрет изготовления тонкого фарфора англичанину Францу Гарднеру, державшему завод в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии.

И фабричные корпуса, где была открыта фарфоровая тайна, к сожалению, не уцелели. Но до нас дошло стоявшее рядом жилище Гребенщиковых (ул. Таганская, 5, стр. 2). Стоит домик в глубине двора.

В основе этого памятника архитектуры, выявленного объекта культурного наследия, лежат двухэтажные белокаменные палаты, возведенные на рубеже XVII–XVIII столетий. На каждом этаже имелось четыре сводчатых пространства со сводчатыми же сенями.

Палаты Гребенщиковых в 1996 году

После наполеоновского пожара палаты Гребенщиковых пережили реконструкцию и обрели ампирный фасад с небольшим мезонином в три окна. Венчающий карниз украшен лепным рельефом с символом торговли, золотым жезлом, обвитым двумя обращенными друг к другу змеями.

В конце XIX века была проведена еще одна перестройка здания. После революции дом превратился в коммунальное жилье. В 2022 году старейшее каменное строение — палаты Гребенщиковых были отреставрированы.

В процессе работ реставраторы очистили от поздних наслоений первоначальную белокаменную кладку и лепные карнизы. Были обнаружены два заложенных оконных проема с коваными решетками начала XVIII века, печь с терракотовыми изразцами. Все эти элементы вошли в список предметов охраны.

Фото: Максим Мухин, Арутюнян Л. Б. / pastvu.com

Подписаться:
'); $(this).attr('style', 'display: none !important'); } }); console.log('banners:' + banners); console.log('hbanners:' + hbanners); }); -->