Дом недели: палаты Гребенщиковых на Таганке
«Географический лексикон Российскаго государства» 1735 года издания сообщал, что в Гжельской волости «находится глина преизрядная, употребляемая к гончарному делу». Местность эта в междуречье Клязьмы и Москвы-реки изобиловала лесами и болотами, имела дерново-подзолистые и глинистые почвы.
Высокосортные фаянсовые глины залегали небольшими островами, были серовато-белыми или серовато-зелеными, вязкими, нежными на ощупь, не пропускающими воду. Глина, что посуше, называлась песчанкой. Та, что пожирнее — мыловкой. Иностранцы признавали, что она качественно превосходила многие глины Западной Европы. Качество этого ископаемого материала также по достоинству оценил «гостиной сотни торговый человек» Афанасий Кириллович Гребенщиков.
Получив привилегии от Мануфактур-коллегии, в Заяузье, в Семеновской черной слободе, на улице, тогда называемой Таганкой, открыл купец «ценинную и табачных трубок» фабрику. За Таганской заставой как раз проходил тракт на Гжель. Гжельские мастера нанимались на работу к Афанасию Гребенщикову. И до сей поры в районе Таганки есть Гжельский переулок.
Производство глиняных изделий на Руси называлось ценинным делом. Фабрика Гребенщикова, знатока пригодных глин, производила из фаянса широкий ассортимент — помимо курительных трубок дешевую посуду, горшки, статуэтки, сервизы, расписанные узорами. Фаянсовая посуда была, конечно, тяжеловатой, но спрос имела. Даже сын грузинского царя Вахтанга VI, царевич Георгий Вахтангович, заказывал у Гребенщикова гербовый сервиз.
У Гребенщикова было трое сыновей — Петр, Андрей и Иван. Младший, двадцатилетний Иван Афанасьевич Гребенщиков, оказался пытливым. Дни и ночи он проводил за опытами, пытаясь открыть секрет производства фарфора. И, по легенде, ему это удалось. Также он определил идеальную температуру обжига фарфора — 1500 градусов. Первым показательным изделием стала чашка, украшенная узором из синих травинок.
Стать конкурентами производителям европейской посуды Гребенщиковым, впрочем, не удалось, равно как и получить государственную субсидию. Пришлось продать секрет изготовления тонкого фарфора англичанину Францу Гарднеру, державшему завод в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии.
И фабричные корпуса, где была открыта фарфоровая тайна, к сожалению, не уцелели. Но до нас дошло стоявшее рядом жилище Гребенщиковых (ул. Таганская, 5, стр. 2). Стоит домик в глубине двора.
В основе этого памятника архитектуры, выявленного объекта культурного наследия, лежат двухэтажные белокаменные палаты, возведенные на рубеже XVII–XVIII столетий. На каждом этаже имелось четыре сводчатых пространства со сводчатыми же сенями.
После наполеоновского пожара палаты Гребенщиковых пережили реконструкцию и обрели ампирный фасад с небольшим мезонином в три окна. Венчающий карниз украшен лепным рельефом с символом торговли, золотым жезлом, обвитым двумя обращенными друг к другу змеями.
В конце XIX века была проведена еще одна перестройка здания. После революции дом превратился в коммунальное жилье. В 2022 году старейшее каменное строение — палаты Гребенщиковых были отреставрированы.
В процессе работ реставраторы очистили от поздних наслоений первоначальную белокаменную кладку и лепные карнизы. Были обнаружены два заложенных оконных проема с коваными решетками начала XVIII века, печь с терракотовыми изразцами. Все эти элементы вошли в список предметов охраны.
Фото: Максим Мухин, Арутюнян Л. Б. / pastvu.com